После встречи на саммите АТЭС в Сан-Франциско Байден назвал Си Цзиньпина коммунистическим диктатором. Это вызвало протест китайской стороны и обескуражило Блинкена, приложившего немало усилий для нормализации китайско-американских отношений. Думаю, что китайцы сделали свой вывод: Байден отстал от жизни и ничего не понимает в китайской специфике. И на самом деле, что сегодня осталось коммунистического в Китае кроме конституции, КПК и красной символики? Частная собственность разрешена, экономика рыночная, Китай – народная республика, а не государство диктатуры пролетариата, религия не под запретом. Китайская специфика проявляется во всем, в том числе и в миропонимании, которое основывается уже не на марксистском диамате, а на традиционной китайской философии – вот такой там коммунизм с китайской спецификой! Со свойственной китайской культуре неторопливой осмотрительностью китайцы всё делают неспеша и осмотрительно, также они отошли и от классического коммунизма – шаг за шагом. Чтобы не обижать старых коммунистов Мао у них на 40% плохой – тиран, а на 60% – хороший патриот! Китайская кошка, следуя заветам Дэн Сяопина, научилась ловить мышей современной экономики, не снимая красный коммунистический ошейник, жить он ей не мешает, но поводок давно отстегнут от столба коммунистической идеологии.
При Мао Китай был частью красного глобального проекта, возглавляемого СССР в эпоху Сталина. Хрущев и далее Брежнев отказались от диктатуры пролетариата – социального базиса коммунистической диктатуры, но при этом, они хотели по-прежнему возглавлять глобальный коммунистический проект. СССР хотел быть мировым гегемоном. Китаю такой гегемон «не рыба и не мясо» был не нужен по многим причинам, и он пошел своим путем – путем строительства социализма с китайской спецификой. Этот путь и привел КПК к провозглашению важности естественных законов спроса и предложения. Экономика социализма в Китае стала «товарной экономикой», он начал строить социалистическую рыночную экономику.
Сегодня КПК, согласно новой концепции, выдвинутой Си Цзиньпином, «должна представлять интересы развития передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского населения». Таким образом, даже на идеологическом уровне «Компартия Китая из партии, выражающей интересы трудового населения, стала партией, представляющей интересы «широких слоёв» трудового населения» Данная концепция открыла дорогу для вступления в Компартию представителей и средней, и крупной буржуазии». Так китайцы адаптировали свою идеологию к требованиям времени. Сегодня китайская социально-экономическая система – уже не коммунизм и даже не социализм, а, скорее, капитализм с китайской спецификой, возглавляемый КПК. Подходит ли китайская социально-экономическая и политическая модель другим странам – китайцев мало интересует, главное, что она подходит Китаю! Китайская кошка научилась ловить мышей и отлично себя чувствует в современном мире!
Китай – это страна цивилизация и её лидер Си Цзиньпин постоянно подчеркивает, что Китай не собирается навязывать свою социально-экономическую систему другим! Но рыночной экономике нужны рынки, а значит, должно быть свободное движение товаров и обмен технологиями. Поэтому можно и нужно поддерживать хорошие отношения и с США, и с Россией, и со всеми, кто стремится к миру и процветанию – конкурировать, но не враждовать. Китайскому социал-капитализму с лидером во главе – по сути новым императором (или уж императором нового типа) нужен мир, а Китаю нужен Тайвань… Лидер Китая, являясь генеральным секретарем ЦК КПК по форме, по сути – китайский император новой формации, опирающийся на национальную культуру Китая больше, чем на коммунистическую идеологию. Эта культура продуцирует китайскую Империю, создавшую порох и бумагу, бывшую долгие века экономическим лидером мира и торговавшая с этим миром по Великому Шелковому Пути. Ровно это же Китай хочет делать и сегодня. На самом деле сегодня Китайская коммунистическая Империя – это уже не империя, её коммунизм – не коммунизм, но цели у неё те же – величие китайской нации. Никакой победы коммунизма во всемирном масштабе – ни по Троцкому, ни по Ленину, ни по Сталину Китаю не надо! Сегодня Китай – это жёлтый цивилизационный, а не красный глобальный проект!
Какие можно сделать выводы? Китаю совсем не нужно, чтобы над Россией реял красный коммунистический флаг, чтобы Россия вновь стала коммунистической. Думаю, ему достаточно, чтобы Россия не плевала в свое коммунистическое прошлое, как и он этого не делает. Сама по себе коммунизация России ничего Китаю не даст. Китай и сам давно не коммунистический – зачем требовать это от других. Китаю нужен крепкий тыл со стороны России, российские ресурсы и технологии. Крепкий российский тыл – это процветающая страна при стабильной сильной власти, с которой можно договариваться и строить долговременную политику. И вряд ли Си Цзиньпину нужно, чтобы лидеры стран мира ползли к нему на коленях «с дарами местных продуктов», ведь он император новой формации, ему претит гегемонизм во всех его формах!
Китай – это древняя культура, принципиально отрицающая всякий глобальный гегемонизм, потому что гегемония и гармония – понятия несовместимые. Гармония – это взаимодействие разного для утверждения жизни, в применении к миру – это децентрализованная глобальная система управления. В этом понимании будущего планеты заключается принципиальное отличие китайской позиции от позиции «евреев-каббалистов» (смешное, но широко применяемое имя глобальной еврейской закулисы) с их глобальным проектом. Этим нужна централизация власти в руках глобальной элиты, способной управлять миром. Наверное, Китай хотел бы, чтобы его подход к строительству нового мирового порядка, как гармоничного мира без гегемона, победил.
Есть проекты национальные, есть цивилизационные, есть глобальные, а есть вмещающие-завершающие. Сегодня Байден – лидер вмещающего сине-черного либерально-трангуманистического проекта, возглавляемого демократической партией США, США – мировой гегемон, уже заявивший о себе после победы в холодной войне. Китай – это пока потенциальный лидер красно-желто-светлого проекта, которому ещё нет названия. Это будет проект без гегемонов. Первый этап этого проекта – отказ от однополярного мира под гегемонией США и финансовой глобальной олигархии. Это так называемый «многополярный мир», его суть заключается в самоопределении цивилизационно-культурных общностей, способных выдвинуть свои проекты развития. Это Китай, Западная Европа, Англосаксонский мир, Мир ислама, Россия, Индия, Латинская Америка, Африка, Юго-Восточная Азия, Япония. Это и есть потенциальные «полюсы» «многополярного» мира. Мы заключили это слово в кавычки, потому что оно не передают истинную суть происходящих событий – полюса в мире будет два, как их два у планеты. На самом деле это не многие полюса, а цвета-культуры в грядущей двухполюсной глобальной системе. На втором этапе построения нового глобального мира начнется наднациональная и транс-культурная поляризация. К черному полюсу будут стремиться люди, следующие трансгуманизму, к светлому – высокому гуманизму. Можно предположить, что Китай может стать лидером формирования светлого полюса, альтернативного трансгуманизму. Но может и не стать…
Россия может помочь Китаю стать таким лидером, используя свое евро-азиатское расположение и уникальный исторический опыт. Важно понимать, что светлый полюс – это не красный-коммунизм, а темный – не синий-либерализм. Для российского общественного сознания, пока еще блуждающего в лабиринтах марксистского прошлого страны, это очень важно осознать, чтобы, наконец, решительно и твердо взяться за формирование своей грани в разноцветном формирующемся мире. Определившаяся со свои прошлым и будущим России станет гранью многоцветного мира, равноправным и важным партнером и для Китая, и для других цивилизаций-культур планеты. Такая она и нужна Китаю.
20.11.2023 А. Кашанский