«Вуз окончен, по глухим селеньям, разбредемся в дальние края. Ты уедешь к северным оленям, в жаркий Казахстан уеду я. Простите, я угадал? Значит окончили? Значит к нам? В глухое селенье?»
Этими прекрасными строками, которые помнят до сих пор, в 1956 началась кинокартина «Весна на заречной улице». Фильм о любви, горячей как металл в мартеновских печах. Даже после стольких лет не теряет популярность.
«Я даже знаю, куда вас определят. Заречная улица, дом 21, вечерня школа рабочей молодежи», «Заречная два, калитка со скрипом, злых собак нет» - такие ностальгические и почти родные фразы, которые вызывают улыбку от хороших воспоминаний, как будто это было с тобой, пусть давно, но правда было.
Как же на самом деле снимался фильм «Весна на заречной улице»? Чью фамилию носит главный герой и правда ли, что кинокартина спасла жизнь одному из героев? За что Татьяну Сергеевну прозвали «снежной королевой» и что же скрывается за таинственным многоточием в конце фильма.
Свою ленту режиссеры Марлен Хуциев и Феликс Миронер снимали в переломную эпоху: в феврале 1956 прошел 20 съезд партии, осудивший культ личности Сталина, поэтому выход картины совпал с переоценкой ценностей.
И «Весна на заречной улице» стала в этом смысле прорывом, предложив зрителю новых киногероев оттепели. Простых и вовсе небезупречных ребят, которые пытаются наладить обычную, далекую от блокадного Ленинграда, жизнь. Как говориться: «Парней и девчат с нашего двора».
Над фильмом работала группа молодых специалистов: актеров, режиссеров, операторов, и все они были связаны общностью стремлений и молодой энергии.
Молодым творцам пришлось засучить рукава. Еще на этапе утверждения сценария основательно «повоевать», отбиваясь от нападок начальства. Не нравился сюжет «Не хочу учиться, а хочу жениться. И как это так передовик производства проводит время в сомнительных компаниях, выпивает, прогуливает учебу и влезает в окна словно сорванец. А о комсомоле и руководящей роли партии вообще ничего не сказано».
Тем не менее, Марлену Хуциеву все же удалось отстоять сценарий. А что касается партийности, то он как раз и пытался убрать ее из фильма и показать жизнь такой, какая она была на самом деле.
Оператор Петр Тодоровский вспоминает, что между собой они называли фильм «Весна на Заречной улице» да и еще бы: целый день были на сьемках, вечером обсуждали планы на завтра, ну а потом, разумеется, в той же дружной компании собирались за столом, под гитару и, конечно, с песнями. Поэтому с утра директору картины приходилось чуть ли не за руки тащить молодых разгильдяев на съемочную площадку.
Роль учительницы Татьяны Сергеевны исполнила красавица актриса Нина Иванова. Впервые на экране она появилась в 1944 г. в картине «Жила была девочка», но в дальнейшем Нина не планировала связывать свою жизнь с кино. А поступила в медицинский. Но, однажды, ей предложили сыграть роль в короткометражном фильме «Надя». Есть версия, что именно там ее увидел Марлен Хуциев и понял, что нашел актрису на главную роль в своем фильме «Весна на заречной улице».
Режиссера не смутил тот факт, что девушка не имеет актерского образования, наоборот его отсутствие и некая скованность Нины пошли на пользу и в конечном счете сыграли на пользу образа молодой неопытной учительницы.
Правда кое-кто из зрителей упрекнул создателей фильма в том, что слишком уж холодной и неприступной получилась Татьяна Сергеевна. Этакая «Снежная королева» с классным журналом. Но, с другой стороны, молодой учитель должен пресекать любого рода фамильярности. Иначе есть риск окончательно потерять авторитет у учеников.
«Не хорошо с этого начинать. Примета плохая. Удачи не будет» – говорил ей Саша Савченко, когда учительница выгнала его из класса на первом совместном уроке.
Роль простого и свойского парня, сталевара передовика Саши Савченко сыграл выпускник ВГИКа, актер Николай Рыбников. Кстати, такую фамилию он получил не случайно: Хуциев и Миронер назвали его в честь своего учителя, режиссера, сценариста и педагога ВГИКа Игоря Андреевича Савченко.
«Вот скажи, нравится тебе наша фамилия, Савченко? Звучит? Красиво звучит? А Рахманинов, Блок звучит? Вот и я хочу, чтобы наша фамилия зазвучала» – говорил Саша Савченко своему младшему брату.
Рыбников мастерски воплотил в своей актерской игре дух того времени - его сложности и амбиции - отражая главные проблемы и стремления, которыми жили люди в те годы. И ему верили, на него хотели быть похожими, писали ему письма и преисполнялись уверенностью, что у них получится так, как получилось у сталевара Саши.
Удивительно и то, что, для качественной игры в роли сталевара, Николай Рыбников учился основам сталеварения. Обучение он проходил у молодого металлурга Григория Помятуна, который в свои 23 уже стал возглавлять молодежную бригаду и получил звание «Лучший сталевар Советского Союза». А в 28 лет получил звание Героя социалистического труда!
Кстати, он же и помог найти актеру старую форму, чтобы в кадре у него был правдоподобный вид. Именно правдоподобие стало одной из причин, почему лента настолько понравилась зрителю.
Впрочем, в картине есть и еще одно ценное качество: ее героев нельзя четко разделить на положительных и отрицательных. Взять к примеру Зину, подругу Саши, конечно, в сравнении с Татьяной Сергеевной, Зина во многом проигрывает, но ее горячая искренняя любовь к Саше, неожиданный бунт против мещанского кодекса морали мамаши – разве не характеризует все это человека ищущего, заслуживающего сочувствия и интереса к своей судьбе?
Обаяние даже, казалось бы, негативных актеров перевешивает все их негативные черты, а эти песни, которые запоминались и поются людьми до сих пор – трогают за душу своей искренностью и красноречием и заслуживают самой искренней похвалы.
В жизни каждого актера фильм «Веса на заречной улице» остался навсегда.
И каждый помнил его, как нечто прекрасное в его жизни и отзывался о нем с хорошими воспоминаниями.
Геннадий Юхтин, который сыграл инженера Крушенкова, вспоминает, что изначально ему предназначалась роль подручного сталевара, но позже Марлен Хуциев, так сказать, повысил его до инженера. Геннадий Гаврилович тепло отзывался о работе над картиной и своих коллегах, а съемочные будни детально описал в книгах-воспоминаниях. Актер говорил, что фильм «Весна на заречной улице» его самый любимый фильм.
А еще эта кинокартина как-то раз уберегла его от смерти. Однажды актер попал под машину, но, к счастью, никаких серьезных травм не получил, потому что Геннадий нес большую сумку, в которой лежал фильм «Весна на Заречной улице», он и спас жизнь актеру.
Да и не только ему. Благодаря этому фильму любимые актеры даже через столько лет остаются для публики молодыми и жизнерадостными, и каждый герой – это человек из народа, хорошо знакомый, словно живущий по соседству.
Именно такими на экране представляются зрителю сталевар Федя Донченко, Женя Ищенко, супруги Мигулько, которые своей искренней актерской игрой создали в фильме радостную и счастливую атмосферу.
Кстати основные сьемки прошли в украинском городе Запорожье и до наших дней в этом городе остались памятники воспоминаний об этом прекрасном фильме.
Фильм «Весна на заречной улице получил большой успех». В первый год проката его посмотрели около 30 миллионов зрителей. Публике нравилось, что картина не отстранялась от жизни, а словно вышла из нее. Актеры обрели поклонников, а те пытались быть похожими на них. А песню, про заводскую проходную дружно запела вся страна, и все надеялись, что за таинственным многоточием все же скрывается счастливый финал для главных героев.
«Билет 17. Вопрос 1: Многоточие. В каких случаях? Когда ставится многоточие? – В конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и много чего еще осталось впереди» – говорил Саша Савченко.
Бесспорно, Марлен Хуциев и Феликс Миронер создали уникальную картину, сквозь которую простирается нить времен, и публика погружается в реалии давно минувших дней.
Многие интересовались, как им удалось так быстро найти ключ к зрительским сердцам? На что Хуциев отвечал: «Нужны два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. А еще, желание показать жизнь, как она есть и людей, не выдуманных, настоящих, со своими достоинствами и недостатками.».
Разумеется, простых отношений между влюбленными не бывает, какой бы чистой и трепетной ни была любовь – об этом фильм, об этом и главная песня: мелодичная душевная, которая дарит надежду, что после трудностей обязательно придет счастье.
Любовь, как часто мы от нее отказываемся. Жизнь, которую просто пускаем под откос с нежеланием учиться. Ситуации, которые кажутся безвыходными, оказываются проще простого. Необходимо только сделать шаг вперед, а второй уже пойдет по накатанной.
Все получится! Главное приложить хотя бы минимальные усилия.
Друзья, поддержите лайком 👍 и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи
------------------