Найти тему

#ФГОС и документация педагога-психолога 2023: отчеты, журналы, документы

Оглавление

ФГОС и документация педагога-психолога 2023: отчеты, журналы, документы

17 августа

1,5K прочитали

Задачи педагога-психолога в школе включают в себя следующие аспекты: осуществление потенциала развития образования - обеспечение раскрытия универсальных учебных действий как ключевой психологической основы образовательного процесса; поддержка формирования обстановки социального развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного учебного процесса, сохранения здоровья и личностного роста обучающихся, их родителей (законных представителей), учебных работников и других участников педагогической деятельности.

Профстандарт педагога-психолога

В 2023 году профессиональные стандарты для педагогов-психологов в образовательной сфере представляют обширный спектр базовых знаний, которые необходимы специалистам для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Школьный психолог должен обладать следующими знаниями: фундаментальные принципы психологии и педагогики; методики разработки образовательной среды; подходы к проведению психологических исследований и анализу их результатов; методы сопровождения в психолого-педагогической практике; этические и психодидактические принципы; основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, которые определяют защиту прав граждан на образование; особенности развития детей и подростков в различные возрастные периоды; навыки мониторинга результатов образовательного процесса.

Как разработать документы педагогу-психологу

Документы педагога-психолога следует разрабатывать:

  • на основе ключевых нормативных документов Министерства образования РФ;
  • охватывать все виды педагогическо-психологической работы, выстраиваясь согласно главным направлениям его деятельности;
  • обобщать структуру образовательного учреждения в целом;
  • быть ориентированными на учёт индивидуальных единиц работы и способность оценить всю широту выполняемых задач за определённые отчётные периоды, соблюдая утверждённые в области практической психологии образования стандарты отчётности;
  • отражать заданную периодичность деятельности психолога, позволяющую проводить отчёты в установленные сроки для образовательных учреждений;
  • ориентироваться на деятельность психолога как на координатора службы сопровождения, наиболее близкого к детям и их семьям;
  • иметь определённый степень стандартизации, подходящий как для работы с детьми разного возраста, попадающими в «условно-нормативную» категорию, так и для работы с детьми с разнообразными развитием отклонениями;
  • быть компактными и минимизировать время, затрачиваемое на ведение.

Виды документов педагога-психолога

В профессиональной практике педагога-психолога в учебных заведениях существует необходимость в разнообразных документах. Эти документы охватывают все аспекты работы психолога. Комплект документов психолога можно разделить на: законодательные акты и нормативные директивы; специализированные документы; организационно-методические бумаги.

Где обучить педагога-психолога по последним обновлениям в законодательстве?

Для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность процесса обучения в своей организации институт ЕВИДПО обучает педагогов психологов.

Единый Всероссийский институт обучает специалистов в кратчайшие сроки с последующим получением специализированного документа.

Законодательные акты и нормативные директивы

  1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы, определяющие стандарты и нормы работы психолога в системе образования. Эти документы составляют нормативную основу деятельности педагога-психолога и обновляются в соответствии с обновлениями в юридических нормах образования в Российской Федерации.
  2. Международные документы:
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  1. Федеральные документы:
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124 Ф-3 (с изменениями и дополнениями от 20.07.2000 г.);
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
  • Приказ № 636 от 22.10.99 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
  • и другие регулирующие документы.

Специальная документация

Вид документов, который охватывает содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности практического психолога. К ней относятся следующие виды:

  1. Выписка из медицинской карты, содержащая информацию о психофизическом развитии и физическом состоянии ребенка.
  2. Карта психического развития ребенка, предоставляющая данные о его развитии в онтогенетическом контексте.
  3. Психологические заключения, структурированные по комплексным параметрам, включающим психофизическое развитие, воспитание и образование. Оцениваются также познавательное, эмоционально-личностное и коммуникативное развитие ребенка.
  4. Выписки из психологических заключений и карт развития, предоставляемые по запросу родителей, педагогов и официальных запросов образовательных и общественных учреждений. Они включают основные выводы из психологических заключений.
  5. Протоколы обследования, записывающие процесс взаимодействия психолога с ребенком.
  6. Протоколы коррекционных занятий и бесед, часто представленные в виде таблиц. Они фиксируют поведенческие реакции, вербальное взаимодействие, эмоциональную динамику и состояния.
Из указанной документации закрытыми считаются три вида: заключения, коррекционные карты и протоколы. Они хранятся в недоступных для общего доступа местах (сейфы, закрытые шкафы и др.) и могут быть предоставлены профильным специалистам по запросу в системе образования.

Организационно-методическая документация

  1. Запись рабочего времени практического психолога.
  2. Расписание работы.
  3. План работы на год.
  4. Журналы для учета разных видов деятельности:
  • Диагностика;
  • Консультирование;
  • Индивидуальная коррекционная и развивающая работа;
  • Групповая коррекционная и развивающая работа;
  • Просветительская деятельность;
  • Организационно-методическая работа;
  • Экспертная оценка.

5. Программы занятий и курсов коррекционно-развивающего характера.

6. Альбом с методиками диагностики.

7. Планы учебных курсов по психологии и соответствующие журналы.

8. Отчеты по мониторингу проведенных мероприятий и реализованных программ.

9. Сводный отчет и аналитическая информация практического психолога о выполненной работе за год.

10. План работы педагога-психолога на учебный год

11. План работы на неделю

12. Циклограмма работы

13. Журналы учета видов работы

14. Аналитический отчет о проделанной работе. Статистическая справка за отчетный период.

15. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования .

16. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка.

17. Программа работы педагога-психолога с группой.

18. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

19. Требования к авторским программам.

20. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

21. Протоколы, материалы тестовых обследований.

22. Сводные таблицы по скринингу.

23. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

24. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

25. Представление педагога-психолога для школьного консилиума.

26. Выписка из медицинской карты.

27. Примерная схема психолого-педагогической характеристики.

28. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

План работы на год

Годовой план определяет цели и задачи деятельности практического психолога в учебном учреждении на год.

  • Планирование работы психолога основывается на целях службы практической психологии в образовании, а также на запросах администрации учебного учреждения.
  • При составлении плана учитываются права и интересы ребенка в соответствии с законодательством и нормативами образования.
  • Планируя мероприятия, учитывается рабочее время, нормы времени на виды деятельности согласно соответствующим документам.
  • Годовой план согласовывается с руководителями и утверждается директором.
  • План включает распределение мероприятий по видам деятельности, включая просветительскую работу, организационно-методическую работу и другие виды.
  • Просветительская работа включает лекции, семинары, выступления на собраниях.
  • Организационно-методическая работа включает анализ, курсы повышения квалификации, участие в семинарах и др.

План работы на рабочую неделю

План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую.

Циклограмма работы

График работы (планирование деятельности и распределение времени по дням недели):

  • Циклограмма работы представляет собой недельное расписание психологической деятельности на 36 часов.
  • Согласно приказу Министерства образования РФ от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1), недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов. Этот период включает:
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций с участниками образовательного процесса в объеме не менее половины недельного рабочего времени.
  • Подготовку к консультациям, анализ и обобщение результатов, документирование и повышение квалификации.
  • Работу в образовательном учреждении и за его пределами.

Распределение деятельности по дням недели и часам может меняться, сохраняя принцип взаимодействия с детьми и взрослыми, а также учитывая особенности отношений:

  • Групповые занятия с детьми лучше не проводить утром в понедельник.
  • Диагностические процедуры следует планировать на утро.
  • Консультирование родителей лучше перенести на более поздний период.

В шаблоне ниже представлено примерное распределение времени по ключевым направлениям работы педагога-психолога в школе (с учетом 1 ставки = 18 часов, без методических 18 часов).

Журналы учета видов работы

В журналах оформляются следующие виды работ: диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа (индивидуальная), развивающая и коррекционная работа (групповая), просветительская работа, организационно-методическая работа, экспертная работа.

Практические рекомендации для оформления записей в журналах учета видов работы:

  • Журналы учета видов работы предоставляют возможность следить за разнообразными мероприятиями, которые психолог осуществляет ежедневно в течение года.
  • Вся информация, представленная в журналах учета видов работы, обеспечивает психолога возможность успешного анализа проделанной работы за учебный год и получения необходимых отчетных статистических данных.
  • Журналы являются основой для контроля деятельности педагога-психолога со стороны администрации.
  • Журналы заводятся для каждой сферы деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, просветительская деятельность, экспертное и методическое сопровождение.
  • Возможно вести один журнал, выделяя определенное количество страниц под каждый вид деятельности.

Аналитический отчет и статистическая справка педагога-психолога

Годовой аналитический отчет охватывает все сферы работы педагога-психолога, следуя годовому плану и журналу учета.

  • Отчет должен содержать качественные и количественные показатели в различных направлениях деятельности.
  • Анализируя выполнение задач за год, педагог-психолог выделяет возникшие сложности и проблемы, рассматривая их как вызовы будущего учебного года.
  • Учитывая новые инструменты и методики, освоенные педагогом-психологом, отчет определяет перспективы дальнейшей работы.
  • При написании отчета соблюдаются строгие принципы анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только обобщенных результатов и сравнительных оценок (например, возрастной контекст анализа).
  • В рамках промежуточной и итоговой отчетности обязательно формируется статистическая справка (отчет).

Заключения  по результатам проведенного  психодиагностического исследования

Исходя из концепции многогранности, психологическое заключение обязано охватить показатели когнитивного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, а также учесть его физиологические и другие индивидуальные характеристики. В дополнение к регистрации значений различных показателей, психологическое заключение включает анализ соответствия возрастным этапам и уровням развития психики ребенка, а также необходимость предлагаемых коррекционных или развивающих мероприятий.

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка

Программы занятий педагога-психолога

Критерии оценки авторских программ:

  1. Оценка научной инновационности.
  2. Оценка научной обоснованности.
  3. Оценка актуальности и перспективности.
  4. Оценка практической ориентированности.
  5. Учет наличия связей между предметами и внутри предметов.
  6. Оценка представленности результатов апробации.

Список представляемых документов:

  1. Программа. 1.1. Пояснительная записка, включающая обоснование актуальности, целей, задач курса, продолжительность курса, аудиторию, ожидаемые результаты. 1.2. Подробное содержание курса с указанием тем и часов. 1.3. Практическая часть и её интеграция в курс. 1.4. Список использованной и рекомендуемой литературы.
  2. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

  1. Обоснование выбора данного курса.
  2. Цели и содержание курса.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Позиционирование данного курса в учебном плане (распределение часов, связь с другими предметами).

Протоколы психологической беседы, коррекционного занятия, психодиагностического обследования

Психолого-педагогическая характеристика

Документы для работы с родителями