Советский и российский актер О. В. Басилашвили хорошо известен и любим зрителями, выросшими на таких фильмах как «Вокзал для двоих», «Противостояние» и «О бедном гусаре замолвите слово». Эти фильмы сразу же всплывают в памяти при упоминании фамилии артиста. А подобных картин и ролей в театре у него не мало.
Родился актер в Москве в тридцать четвертом году. И детство у него пришлось на годы ВОВ, которые семья провела в эвакуации в Тбилиси. После окончания учебы в 1956 году он поступает в Школу-студию МХАТ и распределяется в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького. Но туда не приезжает, а сразу переводится в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола., а уже в 1959 году начинает работу в Большом драматическом театре им. Горького. Там он становится ведущим актером.
Но в кинематографе артист дебютировал значительно раньше. Еще в 1939 году он снялся мальчиком в картине «Подкидыш», а в 1948 году в роли мальчика из массовки в картине «Красный галстук».
В пятидесятые — семидесятые годы выходит множество работ в кино с его участием: «Поднятая целина», «Гранатовый браслет», «Заговор послов», «Старшая сестра», Седьмой спутник», «Живой труп», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Возвращение Святого Луки», «Раба любви», «Дни Турбиных».
Его роли не главные, но актер талантливо играл роли второго плана и запоминался зрителю. Однако всенародное признание пришло к нему после начала сотрудничества с режиссером Э. Рязановым. Когда его пригласили на роль Самохвалова в картине «Служебный роман». После этой картины творческий союз актера и режиссера вылился в такие фильмы как: «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Небеса обетованные», «Предсказание».
Но Басилашвили был любимым актером не только у Рязанова. Многие режиссеры мечтали заполучить его для своих картин. Например, К. Шахназаров снял артиста в фильмах: «Курьер», «Город Зеро», «Сны», «Яды, или Всемирная история отравлений».
А режиссер Бортко приглашает его сниматься в картинах: «Единожды солгав», «Идиот», «Мастер и Маргарита». Данелия не остался в стороне и снял артиста в своих известнейших картинах: «Осенний марафон», «Орел и решка». Басилашвили наперебой приглашают сниматься Михалков, Лиознова, Юрский, Пчелкин, Масленников, Мережко.
В восьмидесятые и девяностые годы актер гремит на всю страну в картинах: «Противостояние», «Дядя Ваня 2, «Чернов», «Что сказал покойник», «Бандитский Петербург», «Азазель», «Ликвидация». Каждый образ не похож на предыдущий.
В жизни актера было множество занятных и курьезных случаев. Например, он взял в свое время расписку с Э. Рязанова, что тот обязуется снимать его в каждом своем фильме. И режиссер сдержал обещание.
На роль Бузыкина в картине «Осенний марафон» артист попал только потому, что попал на глаза режиссера, когда неуверенно топтался на переходе через дорогу. Он делал это так трогательно, наивно и нерешительно, что Данелия из проезжавшей мимо машины, и узнавший актера там же и позвал его в свое кино. Но история на этом не закончилась.
Позднее актер признавался, что эту сценку с топтанием в плохоньком пальто на перекрестке ему подсказала сыграть ассистентка режиссера. Расчет был на отличную игру актера и на то, что режиссер «заглотит наживку», что в итоге и получилось.
Другой курьез произошел на съемках картины «Вокзал для двоих», где по сценарию актеру надо было целоваться с Л. Гурченко. Артист это делать категорически отказался, сославшись на то, что в его возрасте это слишком, да еще и с незнакомой ему актрисой.
На съемках картины «Служебный роман» у Басилашвили практически не было сценарного текста, все реплики он просто выдумывал на лету, приспосабливаясь под слова собеседников.
Образ Самохвалова актер создал полностью самостоятельно. В картине «Противостояние» образ актера изначально был немного другой. Басилашвили прочитал сценарий и сказал, что такого работника милиции он играть не будет. Что-либо он играет по своему, либо пусть режиссер ищет другого актера на главную роль. И ему разрешили создать свой образ следователя.
Кроме работы в кино и театре, Басилашвили много работает над озвучиванием в фильмах. Он постоянный голос за кадром во многих документальных работах. А еще у него множество телеспектаклей.
До сих пор он активно снимается в кино, на телевидении и работает в театре.