События наши происходят в начале 1919 года, в тот промозглый вечер, когда машина вождя революциии плавно проезжала по ночным улицам Москвы, нескольким матерым уголовникам и душигубам срочно понадобился автомобиль для своего нового лихого дела.
Товарищ Ленин ехал не один, в машине было 4 человека: сам вождь, его сестра Мария, охранник Чабанов и личный водитель Степан Гиль. Цель их поездки была весьма благородная, они направлялись поведать Надежду Крупскую, лечившуюся в санатории за городом.
Тогда и произошло это дерзкое ограбление, товарищ Гиль описывал его так:
– Стой!
Кричал какой-то субъект в шинели. Я прибавил ходу и круто взял поворот. Владимир Ильич спросил:
– В чём дело?
Я ответил, что какой-то неизвестный, должно быть пьяный, преградил нам путь. Проехали благополучно вокзалы, но когда стали подъезжать к Калинкинскому заводу, на середину дороги выскочило несколько человек с револьверами в руках.
– Стой! Машину остановить! – раздался крик.
Я вижу, что по форме не патруль, и продолжаю ехать прямо на них. Неизвестные повторили свой окрик:
– Стой! Будем стрелять!
Я хотел «проскочить», но Владимир Ильич потребовал, чтобы я остановил машину. Он думал, что это милиционеры, проверяющие документы.
Поравнявшись с мостом, я затормозил. Машина остановилась. К нам подбежали несколько возбужденных типов с револьверами в руках и приказали:
– Выходите! Живо!
Владимир Ильич приоткрыл дверцу и спросил:
– В чём дело?
Один из нападавших крикнул:
– Выходите, не разговаривайте!
Бандит схватил Владимира Ильича за рукав и резко дернул к себе. Выйдя из машины, Ильич недоуменно повторил свои вопрос:
– В чём дело, товарищи? Кто вы? – и достал пропуск.
Мария Ильинична (сестра Ленина) и Чебанов, сопровождавшие Ленина, также вышли из машины, ещё не понимая, что происходит. Двое бандитов стали около Владимира Ильича, по бокам, направив дула револьверов в висок.
– Не шевелись!
Один из бандитов зашёл спереди, схватил Владимира Ильича за лацканы пальто, распахнул его и мигом, профессиональным жестом, выхватил из боков кармана бумажник, в котором хранились документы Ленина, и маленький браунинг…
Мария Ильинична, не сообразив сразу, что это грабители, возмущенно обратилась к ним:
– Какое право вы имеете обыскивать? Ведь это же товарищ Ленин! Предъявите ваши мандаты!
– Уголовным никаких мандатов не надо, – ответил один из налетчиков.– У нас на всё право есть.
Очевидно, они не расслышали слов Марии Ильиничны, и слово «Ленин» прошло мимо их ушей.
Бандиты заметили меня, сидящего за рулем, потребовали, чтобы я немедленно вышел наружу. Свои требования они подкрепили угрозой револьвера… Я сознавал одно: жизнью Ленина рисковать нельзя.
Один из бандитов сел на моё место, остальные вскочили на подножку машины. Она стремительно сорвалась с места. За рулём сидел, по-видимому, очень опытный шофер – это я заметил по его движениям. Машина скрылась из виду.
– Да, ловко, – произнес Владимир Ильич…»
Потерпевшие пешком добрались до здания Совета Сокольнического района. Долго объясняли часовому, кто перед ним находится. Потом так же долго искали дежурных. Потом дозванивались в ВЧК и Кремль. Ну а когда дозвонились, спать в эту ночь не пришлось уже никому – ни милиции, ни чекистам. Машину нашли в ту же ночь у Крымского моста.
Отъехав пару километров от места нападения, Кошельков заглянул в отнятые документы. А когда осознал, кого только что отпустил, приказал срочно возвращаться к Сокольническому шоссе. Но Ленин был уже в помещении Совета, окружённом автомобилями с чекистами.
Бандиты поехали в центр города, но во все отделения милиции из ВЧК к этому времени поступила соответствующая ориентировка на Renault 40CV из царского гаража с госномером 1048. На Хамовнической набережной машина влетела в снежный завал. Произошло это неподалеку от милицейского поста. Молодой постовой увидел группу людей, пытавшихся вытолкать автомобиль из снега, и решил помочь. В ответ зазвучали выстрелы. На эти звуки отреагировали красноармейцы расположенной неподалеку воинской части. Но бандитам, отстреливаясь, удалось уйти. Постовой и один красноармеец погибли.
Степан Казимирович Гиль:
«Подъезжая к Крымскому мосту, мы услышали стрельбу. Бросились туда. Видим, накренившись на левый бок, стоит моя машина. Сзади, у бензинового бака, лежит убитый милиционер. Спереди – убитый курсант-артиллерист. Ясно, что это дело рук бандитов. Мы стали выручать машину. Наши ребята из боевого отряда принялись её откапывать и с помощью красноармейцев выкатили на твёрдую дорогу. Мы тщательно осмотрели машину и нашли корзину с вещами: оказывается, пока мы искали бандитов, они успели сделать несколько ограблений.
Я сел в машину и поехал в гараж. Оттуда позвонил Владимиру Ильичу и сообщил, что машина дома».
Так закончилась первая часть этой истории, а про дальнейшую судьбу
налетчиков вам расскажет вторая часть на этом канале.
Всем спасибо за внимание.