Что стало с перебежчиком Александром Зуевым, который угнал новейший советский МиГ-29 в Турцию и попросил политического убежища в США.
Утро 20 мая 1989 года запомнилось сотрудникам турецкого военного аэродрома в Трабзоне нестандартной ситуацией: на одной из взлётно-посадочных полос приземлился новейший советский МиГ-29 - а не, как обычно, натовский "файтер".
Кабину самолёта с красными звёздами на крыльях с большим трудом покинул раненый пилот, от которого первый же подбежавший к нему турок услышал: "Наконец-то я - американец!" Мужчина был доставлен в госпиталь, где получил необходимую медицинскую помощь и запросил политическое убежище. На тот момент пилот предпочёл не раскрывать, что стало причиной его бегства из страны.
Перебежчиком оказался Александр Зуев - 27-летний капитан Военно-воздушных сил Советского Союза. Парадоксально его сходство с другим лётчиком - Виктором Беленко, который имел во многом схожую биографию: так же, как и Александр, окончил Армавирское высшее военное авиационное училище, оставил семью и угнал из СССР боевую единицу.
Зуев быстро покинул Турцию и поселился в Штатах, где, не откладывая в долгий ящик, засел за мемуары. Книга лётчика явно была ориентирована на американского читателя: в ней он нелестно отзывался о родной стране, а своё предательство прокомментировал как естественное следствие того сильнейшего разочарования, которое испытал в советском строе. Пилот всеми силами старался понравиться американцам, но об истинных мотивах своего поступка умолчал.
Что подвигло Зуева на предательство
Жизни Александра Зуева в Советском Союзе можно было позавидовать: окончив училище, он поступил на службу, быстро дослужился до капитана и стал одним из первых в части, кто освоил пилотирование современным истребителем МиГ-29. Высказывались предположения, что быстрое продвижение лётчика по службе связано с женитьбой на дочери начальника штаба дивизии.
Однако с перебежчиком был знаком известный лётчик-испытатель Александр Гарнаев, который в своей книге "Аэроузел-2" назвал Зуева человеком весьма целеустремленным, а также дал оценку уровню его лётной подготовки как значительно более высокому, нежели у среднестатистического лётчика Военно-воздушных сил.
Сослуживцы же высказывались о Зуеве как о заносчивом карьеристе, целью которого было, по его словам, выбраться из "дыры" - грузинского городка Миха Цхакая, в котором базировался его 176-й истребительный полк.
Конец 1980-х обернулся для Александра катастрофой: Зуев поставил себе новую цель - поступить в Школу лётчиков-испытателей, но его постигла неудача. Из-за срыва планов он сильно повздорил с женой, ушёл в запой, а позднее нашёл себе любовницу.
Из-за своевольного поведения Зуев был на три месяца отстранён командованием от полётов - "за низкие морально-нравственные качества". Поговаривали, что таким образом нерадивого зятя пытался приструнить высокопоставленный тесть.
Последней каплей для Александра стало ухудшение зрения и неожиданные почечные колики. Последние спровоцировали потерю сознания непосредственно во время полёта. Карьера лётчика медленно, но верно стремилась к завершению. Его стали отстранять от полётов всё чаще, а позднее и вовсе назначили дежурным по выпуску и приёму самолётов.
Честолюбивому асу оказалось не под силу пережить разлуку с небом, и он принял решение написать рапорт об увольнении, причиной указав состояние здоровья. Зуева убедили не принимать скоропалительных решений и не покидать авиацию, однако допуска до полётов ему было уже не видать. Это и стало финальной точкой.
Подготовка и быстрый побег
Обозлённый на всех и вся, пилот увлёкся западной жизнью и начал разрабатывать план побега. Долго ждать повода не пришлось: в мае 1989 года его вторая жена отправилась на Украину, где должна была родить.
Александр дождался отъезда супруги, и 19 мая, заступив на дежурство, сообщил товарищам по службе, что стал отцом. Зуев соврал уже тогда: его ребёнок появился на свет только несколько дней спустя, но сослуживцы, видя его приподнятое настроение, поверили, но да и откуда им было знать, что это ложь.
Повод был значимый, однако алкоголя на базе было не достать, плюс строгие порядки не позволяли употребить, поэтому капитан изловчился и проставился домашним тортом. В выпечку Александр добавил огромную дозу снотворного, поэтому проблем с устранением сослуживцев не возникло.
Зуев выждал положенное время, убедился, что дежурная смена спит младенческим сном, перерезал телефонный кабель и побежал к самолёту. Всё могло пройти без сучка и задоринки, если бы не солдат-срочник, знавший назубок устав караульной службы.
Александру не удалось убедить часового подпустить его к самолёту, солдат пригрозил ему автоматом. Зуев от своего плана отказываться не собирался, поэтому пошёл на крайние меры и бросился на часового, но попытка обезоружить солдата провалилась. Тогда Александр произвёл четыре выстрела из табельного пистолета.
Срочник успел выстрелить в беглеца и ранить его в руку, прежде чем сам потерял сознание. Из-за практически полной готовности боевых самолётов к вылету Зуев поднял МиГ-29 в воздух в считанные минуты. Примерно столько же времени ему потребовалось, чтобы долететь от аэродрома Миха Цхакая до турецкой границы.
Жизнь в Америке была недолгой
Если в истории с Беленко американцам удалось до винтиков разобрать новейший МиГ, то в ситуации с Зуевым турецкие власти приняли решение вернуть истребитель уже на следующий день. Оно и понятно: в обострении отношений с СССР никто не был заинтересован.
И хотя попытка беглеца сделать такой дорогостоящий "подарок" новым хозяевам провалилась, политическое убежище в США он, как и хотел, получил. О жизни перебежчика известно в основном из англоязычных источников.
Зуев почти сразу после рождения ребёнка отказался от родительских прав. Его заработок на жизнь ограничивался гонораром за участие в авиашоу. Во время проведения операции "Буря в пустыне" к нему обращались за консультацией представители американских спецслужб.
В России забытого беглеца вспомнили только в 2001 году, когда стало известно, что 39-летний Александр Зуев погиб - разбился неподалёку от канадской границы, выполняя полёт на советском спортивно-тренировочном самолёте Як-52.
Есть версия, что катастрофа при пилотировании воздушного судна Зуевым не была случайной. Высказываются предположения, что гибель перебежчика стала отмщением за его предательство родной страны.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.