"Безбожие - это признак безумия" Андрей Ткачев

10K прочитали

На днях на канале популярного священника Андрея Ткачева появилось видео, где он сидит в университетской аудитории и отвечает на вопросы студентов. Во время своих ответов Ткачев много раз критиковал атеизм и безбожие. В как таковой критике нет никакой проблемы, однако Ткачев решил оскорбить неудобное для себя мировоззрение. Ниже я представил выдержки его ответов.

Андрей Ткачев
Андрей Ткачев

"Атеизм - это болезнь. Это тяжелое психическое заболевание. Атеизм - это тяжелейшее психическое заболевание. К сожалению, но это факт. Конечно, психиатры не согласятся со мной, потому что они атеисты [смех в зале]. Ну а как еще. Они в большинстве своем атеисты.

Ни в психиатрии, ни в психологии нет определения предмета. Вводная статья в учебнике - это введение в предмет, то есть терминологическое объяснение предмета. Психология - это наука о душе. Психиатрия - это работа с душой. Но определения души нет ни там ни там. Это здание, выстроенное в воздухе. Там нет правильных базовых понятий. Имя есть, сути нет. О какой психологии можно говорить, если у него нет понятия о душе. У них есть понятия о рефлексах, родовых травмах, плохом детстве, ответственности родителей. Снимите туфли, лягте на кушетку, расскажите как вам плохо. Где здесь душа?

[через некоторое время Ткачев снова заговорил о безбожии]

Мы пренебрегаем главными вопросами. Современный мир не хочет об этом думать. Вернее, он дает ложные ответы на хорошие вопросы и идет дальше. Это есть безумие. Вообще безумием в Библии на этом языке называется очень много вещей. Из которых первое - это безбожие.

Безбожие - это признак явного психического заболевания. Когда я сказал, что это форма психического заболевания - это не шутка. Это действительно горькая правда. Потому что Бог является реальностью первого порядка. Он первично реален. Хотя вокруг нас есть многие вещи, которые не Бог, и они видны, то есть мы чувствуем твердость этой стены, мы видим свет этой лампы. Как бы это вроде бы первичная реальность. Но это вторичная реальность.

Первичная реальность - это чувство Бога, которое должно быть в жизни каждого человека. Если этой первичной реальности нет, то все остальное сваливается в кучу.

По словам блаженного Августина - если Господь Бог стоит не на первом месте, то все остальное превращается в хаос. И хаос разруливается, что называется, когда Бог встает на первое место. Тогда все остальное встает на свои места.

[через полчаса Ткачев снова заговорил о безбожии]

В нашей стране очень много безбожников. Разномастных безбожников. Безбожников нового образца. Безбожников старых, реликтовых, посткоммунистических. Короче, всякого хватает. Ну что ж, такая наша Родина...

[здесь я убрал отрывок речи Ткачева о нашей стране и гадалках]

Люди погибают именно от своего безбожия и совершают самые абсурдные поступки. И постоянно садятся в лужу. Их постоянно обманывает очередной проходимец. Потому что они не обращаются к Богу. Находятся в дьявольском плену. Живут не раскаявшись. Крещенные нехристи. Конечно, они будут всю жизнь обмануты: цыганами на вокзале, коучами в соцсетях, и очередным политическим балаболом. Потому что они безбожники, а безбожие - это тяжкая форма психического недуга, как я уже сегодня неоднократно сказал".

На этом речь Ткачева про атеизм закончилась.

Представьте себе, если кто-нибудь скажет подобное про христианство или ислам в публичном ролике. Его могут посадить. Однако атеисты как социальная группа не защищены законом от подобного рода оскорблений со стороны верующих. Это первый момент.

Ткачева можно долго разбирать, особенно его познания в области науки, философии и религии. Например, про психологию он сказал столько непроверенных и необоснованных тезисов, что возникает вопрос - а способен ли Ткачев говорить не популистски, а конкретно и с отсылкой на какие-нибудь работы?

Два года назад я публиковал статью с названием "Почему психология перестала быть наукой о душе", где кратко рассказываю о неоднозначности термина "души" в рамках научных исследований. Кому интересно, можете прочесть.

Теперь о том, можно ли говорить об атеизме как безумии? Понимание атеизма как безумия с точки зрения христианства вполне оправдано, потому что атеизм отрицает душу, следовательно, с точки зрения "православной психологии", он является безумием. Однако это христоцентрический взгляд, который никакого отношения к научной картине мира не имеет. Поэтому слова Ткачева не стоит воспринимать как позицию эксперта по психиатрии или психологии. Он - православный популист, который взбрасывает в аудиторию крючки, чтобы захватить как можно больше людей. Это манипулятивный ход, но он работает. Поэтому у Ткачева огромная аудитория.

Также забавно, что Ткачев связывает безбожие с гадалками и другими формами эзотерической деятельности. Хотя именно религиозные люди в большей степени склонны верить подобным вещам.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.