Музей Эрьзи. Саранск. Мордовия.
Тот редкий случай, когда художник покинул Советскую Россию следуя не политическим, а творческим разногласиям с прокоммунистическим мейнстримом.
Один из основоположников Ленинской программы монументальной пропаганды, друг Луночарского, экспрессивный, любвеобильный и, при этом, наименее политизированный Эрьзя.
Степан Дмитриевич Нефёдов-Эрьзя (1876-1959) ваял портреты кумиров социализма не из корысти, а из чувства искреннего восхищения, но монументальных политически выверенных работ у него не так уж и много. Ученик церковно-приходской школы Сёпа Нефедов осваивал первые навыки художника и скульптора в иконописных мастерских Симбиркого уезда и Казани.
Советский мордовский скульптор, взял себе псевдоним по имени одного из мордовских этносов. А вот культовой фигурой с мировым именем, Эрьзя стал после отъезда из СССР в 26-м году. И большую часть жизни творил в Европе и Латинской Америке.
Одну из самых известных своих скульптур "Моисей" Эрьзя создал в Аргентине.
"Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению…" - позже говорил Эрьзя своему аргентинскому приятелю, журналисту Луису Орсетти.
Интересно, что Луночарский отнёсся к боли художника с пониманием, помог организовать авторскую выставку в Париже. А там (в Париже) Степан Дмитриевич махнул беретом стране развивающегося социализма и перебрался в Аргентину.
В СССР Степан Дмитриевич Эрьзя вернулся лишь в 1950м. Ему выделили персональную мастерскую в Москве на Соколе и наградили орденом Трудового Красного Знамени. Ушел он от нас в лучах международной славы в 1959м году.
Автор: Вячеслав Волков