Найти тему

Эрьзя - свободный художники или пропагандист? Саранск. Музей Эрзи. Большая прогулка.

Музей Эрьзи. Саранск. Мордовия.

Музей изобразительных искусств имени С. Эрьзи. Фото: Вячеслав Волков
Музей изобразительных искусств имени С. Эрьзи. Фото: Вячеслав Волков

Тот редкий случай, когда художник покинул Советскую Россию следуя не политическим, а творческим разногласиям с прокоммунистическим мейнстримом.

Портреты Ленина и Сталина.  Скульптор: С. Эрьзя. Музей Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портреты Ленина и Сталина. Скульптор: С. Эрьзя. Музей Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков

Один из основоположников  Ленинской программы монументальной пропаганды, друг Луночарского, экспрессивный, любвеобильный и, при этом, наименее политизированный Эрьзя.

Портрет С. Эрьзи в музее Эрьзи. Саранск.
Портрет С. Эрьзи в музее Эрьзи. Саранск.

Степан Дмитриевич Нефёдов-Эрьзя (1876-1959) ваял портреты кумиров социализма не из корысти, а из чувства искреннего восхищения, но монументальных политически выверенных работ у него не так уж и много.  Ученик церковно-приходской школы Сёпа Нефедов осваивал первые навыки художника и скульптора в иконописных мастерских Симбиркого уезда и Казани.

Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Портрет Льва Толстого. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков

Советский мордовский скульптор, взял себе псевдоним по имени одного из мордовских этносов. А вот культовой фигурой с мировым именем, Эрьзя стал после отъезда из СССР в 26-м году. И большую часть жизни творил в Европе и Латинской Америке.

Моисей. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Моисей. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков

Одну из самых известных своих скульптур "Моисей" Эрьзя создал в Аргентине.

Моисей. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
Моисей. Скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков

"Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению…" - позже говорил Эрьзя своему аргентинскому приятелю, журналисту Луису Орсетти.

"Ужас" 1933г. скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков
"Ужас" 1933г. скульптор: С. Эрьзя. Саранск. Фото: Вячеслав Волков

Интересно, что Луночарский отнёсся к боли художника с пониманием, помог организовать авторскую выставку в Париже. А там (в Париже) Степан Дмитриевич махнул беретом стране развивающегося социализма и перебрался в Аргентину.

Коллекция Саранского музея Эрьзи.  Аргентинский период.  Фото: Вячеслав Волков
Коллекция Саранского музея Эрьзи. Аргентинский период. Фото: Вячеслав Волков
Коллекция Саранского музея Эрьзи.  Аргентинский период.  Фото: Вячеслав Волков
Коллекция Саранского музея Эрьзи. Аргентинский период. Фото: Вячеслав Волков

В СССР Степан Дмитриевич Эрьзя вернулся лишь в 1950м. Ему выделили персональную мастерскую в Москве на Соколе и наградили орденом Трудового Красного Знамени. Ушел он от нас в лучах международной славы в 1959м году.

Фасад музея С.Д. Эрзи в Саранске.  Фото: Вячеслав Волков
Фасад музея С.Д. Эрзи в Саранске. Фото: Вячеслав Волков
Памятник С.Д. Эрзе  у музея С.Д. Эрзи в Саранске.  Фото: Вячеслав Волков
Памятник С.Д. Эрзе у музея С.Д. Эрзи в Саранске. Фото: Вячеслав Волков

Автор: Вячеслав Волков

Обложка статьи.
Обложка статьи.