Найти тему
Бычков Дмитрий

Автор умер... или нет?

Сегодня я вновь услышал про концепцию смерти автора и в который раз мне захотелось высказаться на счет неё.

Дело в том что не все, но довольно много людей придерживаются такого подхода, с которым я в корне не согласен.

Автор не умер и никогда не умирал.

Вообще я лучше поясню на примере. Произведение это своего рода загадка, ребус, который нужно разгадать и автор знает на неё ответ.
Или нет?

Вообще говоря не обязательно:

  • Можно загадать загадку не зная на неё ответа (это похоже на открытый вопрос).
  • Можно загадать загадку зная на неё ответ, но загадки могут иметь больше ответов чем предполагал автор загадки....
  • Можно случайно загадать загадку, даже не думая о ответе... как впрочем о самой загадке...

Вот почему ни концепция смерти автора, ни концепция жизни автора мне не нравятся. Они слишком условны и бессмысленны.

Художественные произведения могут содержать замысел автора, а могут и не содержать, могут быть разгаданы или не разгаданы.

В произведении может быть больше смыслов чем автор сам закладывал или смысл может быть неоднозначным.

Вот простой пример, уберите лишнюю фигуру из 3-х перечисленных:

-2

Казалось бы на первый взгляд ответ должен быть один, потом может оказаться что ответа 3, а в данном случае ответов 5.
Хотя фигур 3.
абсурд!

Я поясню.

  1. Лишним является круг, он единственный не имеет углов.
  2. Лишним является квадрат, он единственный маленький.
  3. Лишним является треугольник, он не имеет обводки.

Казалось бы выбирай любой. но мы можем выйти на метауровень и помыслить что раз все фигуры отличаются друг от друга они лишние ВСЕ! (это 4-й ответ)

И последнее рассуждение: раз лишние все, то не лишний никто {точка, пятый ответ}

Вот и получается на простой вопрос из 3х вариантов имеем 5 ответов, каждый из которых заслуживает внимания и аргументирован. (кстати ответов можно придумать и больше 5...)

В художественных произведениях довольно часто встречается именно эта ситуация и обусловлена она сложностью системы которую автор описывает. Если бы хоть одна фигура была бы чуть иной: квадрат имел бы больший размер или треугольник имел обводку, - ответ был бы однозначным. Но именно в такой постановке ответа у задачи и нет, и есть. И на этой почве рождаются разные трактовки и мнения, хотя автор (в данном случае я автор этой загадки, я придумал её прямо сейчас) возможно не знал ответа.

В данном случае я сознательно закладывал неоднозначность и правильным ответом на эту загадку являются все эти ответы, все 5, а не один конкретный из них.

Иногда автор просто описывает какую-то ситуация не вкладывая смысла сознательно, а иногда вкладывает конкретный смысл, но строит повествование так, что случайно, по недосмотру, оставляет неоднозначности ведущие к иным трактовкам.
Как если бы я случайно в прошлой загадке нарисовал бы квадрат маленьким (не специально, как я это сделал для демонстрации, а случайно). Вот просто рисовал - рисовал и нарисовал квадрат маленьким и не придал этому значения, а внимательный зритель заметил бы это и увидел в этом неоднозначность ведущую к 5 разным разгадкам... хотя я хотел передать только одну.

Именно поэтому ни одна из концепций - жизни или смерти автора - не даёт исчерпывающего ответа на вопрос о смысле произведения, более того даже сам автор изучив своё произведение может с удивлением обнаружить там такое, о чем он не то что не думал, о чем даже не знал, когда творил.

Но это не мистика, и не трансляция в мозг из пятого измерения, и не нашёптывание демонами\ангелами, я думаю это связано с синтетическими свойствами самой информации. Точнее не "вообще информации", а информации представленной некоторыми понятиями(токенами если угодно). Эти понятия облеченные в тот или иной язык (естественный язык или язык живописи, музыки, ...), как многомерный конструктор Лего, складываются подчас настолько замысловато, что образуют новые смыслы не вкладываемые создателем произведения, а иногда они препятствуют тому, что бы творец мог что-то воплотить.

Но о многомерности понятий стоит поговорить отдельно, это сама по себе глубокая тема отчасти связанная с энтропией и парадоксом исчезновения информации в черных дырах (хоть и опосредовано).

П.С. Я решил уточнить что имел ввиду, автора нужно рассматривать как творца, но это не значит что его намерением всё ограничивается. Его роль скорее в том, что бы оценить на сколько желаемое соответствует действительному, не больше.