За 30 лет я сменил не меньше 10 специальностей, отучился на физика-теоретика, оператора и режиссёра и только в ситуации полнейшего кризиса нашёл то, в чём действительно комфортно.
Как это было?
Представьте, что вы пришли в гигантскую космическую "Икею" за идеальным креслом. Пришли, скажем, во вторник в семь вечера, а выбрались через 10 лет.
Деревянные, пластмассовые, глубокие кожаные с вычурными вензелями, кресла-качалки, высокие барные — вы попробовали все виды стульев, табуреток, кресел и прочей сидельной утвари. Наконец, перед самым закрытием магазина в тёмном уголке вы видите креслице, которое игнорировали приблизительно всегда — неприметное, на вид серенькое, слишком простое. Но это последнее, что есть в космической «Икее». Вы брезгливо опускаетесь на него и… всё растворяется: оно средней жёсткости, с высокой спинкой, подогнанными подлокотникми, и даже пуфик под ноги прилагается.
Как это было в жизни?
Могильщик.
Первой профессией было копание могил. Мне было 6. Вырыл не так много, но получил свои 50 рублей и был бесконечно счастлив. Да и могилка получилась хорошая.
Бутылочная империя в 9 лет.
Позже, в 3-4 классе, я начал собирать бутылки, мечтая о своём бизнесе. Целью было сколотить стартовый капитал, купить домик и сдавать его для вечеринок. В целом, из собранных бутылок при достаточной сноровке уже можно было сваять небольшой домик. Но финансовая модель оказалась с погрешностями. Не хватило примерно миллиона. Из этого я сделал вывод, что эко-бизнес — дело не самое прибыльное.
Холодные звонки.
Следующим этапом был «Орифлейм». С этим как-то совсем не срослось — быть интровертом с плохой дикцией не располагает к успеху на холодных звонках.
Студент.
Лето перед 11-м классом. Я встречаю новых друзей — первые образованные люди в Солнцево 2000-х. Они много обсуждают физику, и я решаю, что стоит заняться наукой. Зачем? Не помню. Возможно, чтобы уметь поддержать разговор, но это не точно.
За следующий год я выучил всё, что никогда не знал, и поступил в МИФИ. Закончил первые 2 курса на отлично, попал в самую сложную специальность — теоретическая физика — и успешно поймал психическое расстройство. Помните, дети, спать 2 года по 2 часа в сутки — это «отличный план, чёткий как швейцарские часы».
Грузчик.
Лето перед 3-м курсом. Мама помогает устроиться грузчиком на завод. Там, кажется, успели поработать все члены моей семьи и большая часть соседей. Было интересно: зная, как решать дифференциальные уравнения, делать вид, что ты студент ПТУ. Нарды, плитка, краска, цемент, неплохая зарплата и отличный релакс для мозга — почти как медитация, только с громкими матюками.
Фотограф.
На заработанные деньги я покупаю свою первую камеру, о которой мечтал с 7 лет, и уже после третьего курса начинаю подрабатывать фотографом. Свадьбы, фотосеты, репортажи для научпоп журнала, экспедиции. Учёбой заниматься всё сложнее — выгорание плюс «хроническая усталость головного мозга», как назвал это невролог.
Физик-теоретик.
Мне 21. На руках диплом бакалавра теоретической физики. Немного поработав в ФИАН им. Лебедева над рентгеновскими микроскопами, я понимаю, что если и дальше продолжу в теорфиз, то успешно поступлю в какой-нибудь институт изучения мозга. В целом, стараюсь не избегать нового экспириенса, но иногда всё же можно отказаться от соблазна сойти с ума…
Редактор научной литературы.
Мой однокурсник как раз в это время пытается устроиться в издательство научлита. Его не взяли, а я проработал там пол года. По русскому языку у меня была на момент начала работы троечка, но когда ты умеешь преобразовать оператор Лапласа в параболические координаты, выучить что-то новое за пару недель уже не кажется таким невероятным.
Делать книги — очень интересно, но когда с каждым днём 8 часов работы ощущаются всё длиннее, понимаешь, что это не твоё. Поэтому попутно я думаю, а куда мне двинуться дальше. Вспоминаю, как в школе мечтал стать актёром, и как с одноклассниками мы пытались снимать фильмы на первые телефоны с камерой.
Репетитор по математике и снова фотограф.
Решение, что делать дальше, пришло, но нужны деньги. Я начинаю работать в свободное время репетитором по математике. Мне 22. Я заработал достаточно, чтобы пустить всё на обучение в киношколе. Специальность режиссёр. Через два года я закончу курсы и снова почувствую себя гением, как после института.
Но с работой как-то не клеится. Вообще ни с какой работой. Денег почти нет. И ещё долго не будет. Мало заказов на фотосъёмки, мало учеников, а режиссёром я вообще никому не нужен. Возвращаться в редакцию желания нет, в науку тоже. Съёмная квартира без дверей и бесконечная гречка — всё, что можно себе позволить.
Видеооператор.
Мне 24. Знакомый просит что-то снять на видео. И в этот момент я получаю профессию на ближайшие 6 лет. Оказалось, что видеооператоры зарабатывают очень неплохо. Денег всё равно почти нет, но я хотя бы могу оплачивать страшненькую комнату и не влезать в долги. Плюс в ней есть двери. Это не плохо. Лучше, чем ничего.
Позже я отучился в киношколе на оператора, меня стали чаще приглашать на съёмки. Я писал всем, кого мог найти — знакомым, однокурсникам, в группы в соцсетях, в рекламные агентства. Сработали только второй и последний варианты, но я попал в большие продакшены, поднял прайс и на какое-то время забыл о финансовых сложностях. Работы было много и она хорошо оплачивалась.
Режиссёр.
А тем временем оставалась мечта стать режиссёром. И видимо, если чего-то очень-очень хочешь и стараешься к этому прийти, то в какой-то момент приходишь. Так и случилось:
- 2022 год, январь. Мне предлагают снять документалку о сериале для платформы Premier.
- 2022 год, февраль. Фильм смонтирован, авторы сериала в восторге, продюсер отправляет фильм к колористам.
- 2022 год, март. Сериал не пропускает цензура, проекты теряют бюджеты, направление фильмов о сериалах закрывается, я остаюсь без работы и улетаю в Грузию.
Учитель/фотограф/оператор/всё, что мог придумать.
И здесь всё повторяется по новой. Работа учителем в школе. Попытки работать фотографом и оператором. Попытки всего, что могу придумать — от продажи футболок с принтами до агента дизайнера.
Но всё проваливается. Жить уже снова становится не на что.
Наконец я решаюсь на шаг, который всю жизнь старательно избегал — составить план, подумать пугающую мысль: а куда я хочу через месяц, год или два. В целом через месяц я только закончил думать… Долго, зато основательно!
SMM-менеджер.
В тот же день размещаю в соц.сети сторис: «нужна работа, хочу в smm, умею копирайт». И первый раз в жизни такая история сработала.
Меня приглашают SMM-менеджером в стартап школы английского языка.
Я вдруг понимаю, что все навыки, которые я развивал в себе долгие годы, весь тот гигантский багаж опыта из десятка сфер, полностью, до последней капельки воплощаются в этой профессии.
Через 2 месяца меня увольняют, но уже есть вторая работа. Более того, я понимаю, что востребован и могу составить конкуренцию опытным SMMщикам, что на отклики на вакансии мне почти всегда отвечают.
Что такое твоя работа?
Но самое главное — мне это очень нравится: придумывать идеи, креативить, каждый день работать над новой задачей, нравится не искать перманентно клиентов и не бояться, что в следующем месяце работы не будет. Нравится, что не нужно доказывать, что меня надо нанять, что я стою тех денег, которые в меня вкладывают, что я могу просто работать и получать от работы удовольствие, и при этом находить свободное время на свои увлечения и на жизнь вне работы.
Так спустя много лет я пришёл к той точке, в которой счастлив находиться сейчас.
Как считаете, стоит ли облегчать поиск себя работой с профориентологом, или лучше набить шишки и обрасти опытом, который рано или поздно выстрелит, как в истории Дамира?