Найти тему
Мир глазами историка

Как Мединский питерцев в чувство привёл (от любви к финам отучал)

Владимир Мединский и Сергей Иванов. Фото с сайта ТАСС
Владимир Мединский и Сергей Иванов. Фото с сайта ТАСС

До недавнего времени у петербуржцев и ленинградцев (тех, что из области) подобострастное отношение ко всему финскому доходило уже до неприличия. Вывески "Товары из Финляндии", постоянные ссылки на "финское качество" в розничной торговле, предложения турпоездок в страну Suomi ещё вполне понять можно — граница рядом. Ну, и маркетинг турфирм должен был сделать своё дело. Но суомифилия вовсе не ограничивалась сырами, сетью супер и гипермаркетов Prisma, шоп-турами в страну и прочим. На втором году жизни и работы в Питере (2015) пришлось очутиться на курсах повышения квалификации на тему внедрения ФГОС средней общеобразовательной школы. Ведущая курсы приглашённая педагог-эксперт почти всё отведённое время потратила на рассказы о том, как хорошо в финских школах по сравнению с российскими поставлено обучение. Правда, с её же слов школьники там читают намного меньше наших, а учителя вообще не особо напрягаются, чтобы хоть что-нибудь осталось в головах и сердцах подопечных. Но, несмотря ни на что, всё там прекрасно потому что, "ну, вы понимаете, что там всё по-другому". О том, что можно рассказать об опыте российских школ по внедрению ФГОС так как Санкт-Петербург отставал тогда от остальной России лет на 5, эта мадам попросту не догадалась.

Макет здания библиотеки, спроектированного и построенного Алваром Аалто; находится в экспозиции библиотеки. Фото из архива автора
Макет здания библиотеки, спроектированного и построенного Алваром Аалто; находится в экспозиции библиотеки. Фото из архива автора

При экскурсионной поездке в г. Выборг Ленинградской области, который после революции и до окончания советско-финской войны был в составе Финляндии, было посещение знаменитой городской библиотеки. Построено здание было в 1933 - 1935 годы по проекту финского архитектора Алвара Аалто, внешне коробка как коробка, ничего особенного. А вот интерьерные решения после рассказа экскурсовода действительно удивили. Но покоробило слух не это, а весь посыл, что единственное светлое пятно за всю почти 800-летнюю историю города — это 2 десятка лет нахождения в составе Финляндии.

Фото с сайта ТАСС
Фото с сайта ТАСС

И вот 16 июня 2016 года в Санкт-Петербурге совершается интересное действо: на стене дома № 22 по улице Захарьевская появляется мемориальная доска в честь первого командующего вооружёнными силами Финляндии Густава Карла Маннергейма. Все суомифилы Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут теперь, казалось бы, визжать от восторга. Однако, реакция общественности к счастливому удивлению автора статьи была не просто не радостная, а совершенно искренне раздражённая.

Табличка установлена на месте бывших казарм Кавалергардского Ее Императорского Величества Марии Федоровны полка, где Маннергейм служил с 1891 по 1897 гг. после окончания Николаевского военного училища. Ее установка вызвала резкий протест многих представителей общественности. Основной аргумент против увековечения его памяти в Петербурге — участие финской армии в блокаде Ленинграда и роль Маннергейма как главнокомандующего в этом процессе, а также его прямые контакты с Адольфом Гитлером, который 4 июня 1942 года был гостем на 75-летии финского маршала.
(Из сообщения ТАСС за 3 октября 2016 года)

Несколько месяцев шла война активистов против ненавистной мемориальной таблички. Её обливали красной краской, за второй раз признались активисты "Другой России", на площади Ленина перед Финляндским вокзалом состоялся митинг против такого увековечивания. И даже, возможно, в неё стреляли, судя по отметинам на голове рельефного изображения. В сентябре 2016 полиция предотвратила самовольный демонтаж арт-объекта.

Активисты во главе с руководителем движения "Народный собор" Николаем Артюхом принесли к зданию, где установлена доска, стремянку, генератор и инструмент "болгарку". До того, как они завели генератор и включили инструмент, сотрудники полиции не вмешивались в происходящее. Но после запуска оборудования правоохранители поинтересовались, что именно участники акции пытаются сделать, и получили ответ: "демонтировать".
После разговора с полицейскими активисты свернули инструменты, пообещав "вернуться завтра".
( Из сообщения ТАСС за 7 сентября 2016 года)

Городские власти оказались на удивление солидарны в этом сражении с противниками почтить память Карла Густава Маннергейма. Администрация Центрального района Санкт-Петербурга обратилась с заявлением в городской Комитет по культуре о признании действий по установке мемориальной таблички незаконными. В конце концов, вечером 13 октября 2016 года многострадальная мемориальная доска была демонтирована и перевезена в музей Первой мировой войны в Государевой Ратной палате в Царском селе.

"Мемориальный знак Карлу Маннергейму будет храниться в Ратной палате без реставрации, как символ исторических споров в современном российском обществе".
(Из сообщения ТАСС за 14 октября 2016 года — информация от Российского Военно-исторического общества)

А ведь законный повод разместить мемориальную доску в честь всё-таки сначала российского, а потом уже финского генерала вполне имелся. Карл Маннергейм уроженец финляндского городка в составе Российской империи, с 1887 по 1917 годы служил в русской армии, добровольцем ушёл на русско-японскую войну, в Первую мировую получил орден Святого Георгия, то есть, по большому счёту, кровь проливал за Россию. В то же время, стоит помнить, что маршал Карл Густав Маннергейм был командующим вооружёнными силами Финляндии, вторгшимися вместе с вермахтом на территорию СССР. В то же время небезызвестный Адольф Гитлер 4 июня 1942 года был гостем на 75-летии финского маршала. Но в 1944 году, приняв условия СССР, Финляндия довольно удачно для себя вышла из Второй мировой войны. В августе 1944 Карл Маннергейм стал президентом Финляндии и на Нюрнбергский процесс он затребован не был. В самой Финляндии Маннергейма К. чтут как национального вождя и национального героя. В 1960 году в центре г. Хельсинки ему поставлен памятник и Советский Союз претензий по поводу этого своему соседу не предъявлять никаких.

Памятник Карлу Маннергейму в Хельсинки. Фото из архива автора
Памятник Карлу Маннергейму в Хельсинки. Фото из архива автора

Нужна ли была эта мемориальная табличка в центре Санкт-Петербурга? Нужна, просто жизненно необходима для осознания того, чем была и есть для России маленькая Финляндия.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.