Найти тему
Письма к человеку

ЭКСКУРСИЯ ... НА СВАЛКУ: 100 ЛЕТ ПЕРВОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ ВЫСТАВКЕ

Оглавление

Москва, Тверская 13. Сейчас здесь Мэрия Москвы. А 100 лет назад…

1922 год. Здесь в одном из кабинетов над картой Москвы склонились два человека. Они были знакомы еще с 1912 года, вместе были в числе постоянных сотрудников только созданной тогда газеты «Правда».

– Ты что, Георгий! Вон разруха, зима на носу, дрова надо заготавливать. А ты с какой-то выставкой?! — председатель МосСовета Лев Каменев выпрямился.

– Лев, давай территорию! Дело важное! — не сдавался Георгий Лебедев.

Георгий Иванович Лебедев. Художник: Евгений Кацман. 19.09.1923
Георгий Иванович Лебедев. Художник: Евгений Кацман. 19.09.1923

Только что вернувшийся из Якутии журналист смотрел далеко вперёд и горел идеей создать гигантскую выставку: земля — наше богатство; передовые методы и промышленность выведут нас вперёд.

Через пару дней пришёл опять:

– Калиныч тебе привет передаёт, — и Георгий положил перед Каменевым бумагу. Лебедев в ней назначен генеральным секретарём Всероссийской выставки. Внизу — подпись М.И.Калинина, главы ВЦИК, высшего органа власти страны.

– Нажаловался?

– Да нет. Соврал, что ты тоже «за». Так что отступать некуда. Давай землю! Калиныч уже распорядился подготовить Декрет о выставке.

Но председатель Моссовета Л.Каменев тоже был не лыком шит. Знал, что Георгий добьется своего. Поэтому приготовил сюрприз. Он лукаво улыбался. Москве нужно было избавиться от свалки. «Аромат» шёл аж до Храма Христа Спасителя и до Кремля.

Вот эту свалку, главную городскую свалку в Москве, «по дружбе» и отдал тогдашний московский мэр под 1-ю Всесоюзную сельскохозяйственную и кустарно-промышленную. Не в насмешку — убеждён был, справятся.

– Согласен, но на самой свалке не развернуться, давай больше! — и Лебедев свою огромную ручищу положил на всю территорию до Воробьевых гор.

– Хитёр ты брат, эка как размахнулся…

– На хорошее дело земли не жалей. Будем строить город-сад!

Так помимо свалки под выставку отдали и еще территорию бывшего завода Бромлей, заброшенные участки и сады с прудами. Однако самая большая битва предстояла со свалкой. Как быть?

Только что отгремела война. Не простая. Таких войн не знала ни одна страна мира. Внутри — война гражданская, белые против красных; внешне — война отечественная: интервенция 14-ти государств!

После войны армия вроде как без дела. И Георгий идёт к Будённому:

– Дело есть, Семён! Пошли, тут недалеко.

По дороге рассказал об идее выставки. Едва двое товарищей, благо в сапогах, подошли к свалке, как разная летучая тварь, слепни со своими «песнями» жадно набросилась на прибывший свежак.

Командарм машет руками, размахивает своей фуражкой. Но этим армейским атрибутом полчища гудящего летучего гнуса не запугать — фуражки с красной звездой не боятся. Жалят безжалостно. Лебедев смеётся:

– Это тебе, Семён, не с белыми шашкой махать. Тут дело посерьёзнее будет!

Закипела работа. Всего за несколько месяцев территория была расчищена. Делом доказали, что «народ и армия едины».

-2

Фантастические темпы стали возможными благодаря поразительно умной организации, энтузиазму людей и уникальным оригинальным решениям.

Параллельно был объявлен конкурс на генеральный план выставки. Конкуренция поразительная: представлено 27 проектов!

36-летнй журналист Г.Лебедев зажёг идеей выставки многих известных деятелей, архитекторов, художников.

Академики архитектуры делали проекты хат и деревенских домов. Но не обычных — они смотрели в будущее.

-3
Павильон Туркестан. последняя работа Ф.О.Шехтеля.
Павильон Туркестан. последняя работа Ф.О.Шехтеля.
-5
-6

В творческий коллектив входили выдающиеся художники и скульпторы К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, академики архитектуры А.В.Щусев, И.В.Жолтовский, патриарх московской традиции Ф.О.Шехтель, К.С.Мельников…

Пройдет немного лет и Вера Игнатьевна Мухина навсегда запечатлит могучую фигуру Георгия Лебедева в композиции Рабочий и колхозница.

О выставке пишут М.Горький, М.Булгаков. В.Маяковский — знаменитые яркие лаконичные рекламные тексты:

«Нигде кроме, как в Моссельпроме».

Работа буквально кипит. За считанные месяцы построено 255 зданий!

Создан красивый, вдохновляющий каталог-проспект выставки. Один экземпляр Георгий Лебедев несёт давнишней соратнице:

– Мария! Делаем общее большое дело. Покажи брату!

– Хорошая идея, Георгий! На днях еду в Горки, обязательно покажу! — и через несколько дней возвращает проспект выставки, на котором написано: «Придаю очень большое значение выставке; уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха. В.Ульянов(Ленин)».

Важно: идея выставки вдохновляла всех, поэтому глава государства пишет неожиданные для того времени два слова — «от души». В свою очередь народ отвечает по-своему: выкладывает из цветов огромный портрет.

-7
-8

Выставка издает свою газету «Смычка» (имелся в виду братский союз города и деревни). Тираж — 80 000 экземпляров!

Самая большая свалка, а через несколько месяцев — шикарная международная выставка.

С самыми передовыми технологиями. Трактор собственного производства (!) «Фордзон-Путиловец».

-9

Возвышается деревянный огромный ветряк — привет нынешней «зеленой энергетике».

Всё это было под силу только нашим людям. Владимир Маяковский об этом написал:

«Вся советская земля
загудела гудом.
Под Нескучным
у Кремля
выстроено чудо.
Кумача казистого
пламя улиц за́ сто:
Первая из Выставок
Сельского хозяйства.
В небесах —
моторов стая.
Снизу —
люди, тискаясь.
Сразу видно —
не простая,
Всероссийская.

И сейчас
во все концы
ВЦИКом посланы гонцы
к сентябрю
на Крымский брод
деревенский звать народ».

Г.И.Лебедев на одном из митингов на выставке
Г.И.Лебедев на одном из митингов на выставке

Выставка открылась в 1923 году. И обратите внимание, какой контраст. Разные события в один и тот же год. В Германии — неудавшийся австрийский художник делает попытку государственного переворота. А немецкая фирма «Юнкерс» в Москве выставляет свою мирную продукцию.

В одно и то же время: в Москве делом показывают направленную на благородную цель силу народа, ; в Германии рвутся к власти те, кто силой будет доказывать своё превосходство.

И ещё очень важное нужно отметить. Вот на одном из плакатов потрясающий текст, показывающий заботу и обо всей Европе, разрушенной 1-й мировой войной:

– Россия на международном рынке — рычаг мирового хозяйственного равновесия. Хозяйственное восстановление Европы немыслимо без русского экспорта.

-11

Кто этого не понял, тому беда, тот сам себя наказал. Очень актуально сегодня...

Просто удивительный факт: в выставке приняли участие более 300 (!) иностранных фирм и крупных концернов из США, Англии, Австрии, Чехословакии, Германии, Италии, Финляндии, Латвии… Только из Австрии 30 фирм, 18 из США, 14 из Англии. Мировой бизнес хлынул в Москву.

На открытии выставки присутствовали дипломаты из многих стран мира.

-12

За пару месяцев выставку посетили более 2 млн.человек.

В этом году выставке 100 лет. Её история не закончена. Тот журналист Георгий Лебедев на месте выставки создает главный парк страны, Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького. А потом Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), откуда он уйдет рядовым ополченцем на фронт, где будет вести Фронтовой дневник, который ещё, к сожалению, не опубликован.

Обо всё этом — в следующих публикациях.

Продолжение