Найти в Дзене

Кто виновен в убийстве Иисуса

Оглавление

В Новом Завете написано, что Иисуса Христа распяли на кресте в Иерусалиме. Но кто его распял? Долгое время в христианской истории вину возлагали на евреев, что стало одной из причин многовекового антисемитизма. Однако ученые-библеисты не согласны с этой интерпретацией, и возлагают вину на римлян. Какие есть аргументы, что именно римляне виновны в распятии Иисуса?

В Новом Завете еврейские старейшины представлены как люди, которые вступили в сговор с римской властью, чтобы та предала смерти Иисуса. Для них Иисус был человеком, которого поддерживал народ и который угрожал их положению в обществе. Также есть свидетельство, что римские власти под давлением толпы приговорили Иисуса к распятию:

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его. (Марк 15:11-13)

Если мы посмотрим, как меняется повествование о Понтии Пилате от самого раннего евангелия (от Марка) к самому позднему (от Иоанна), то увидим интересную закономерность - ответственность римлян постепенно снижается, а Пилат в итоге становится сочувствующим Иисусу Христу. В Евангелии от Матфея появляется фраза, приписываемая толпе евреев:

Кровь Его на нас и на детях наших. (Матфей 27:25)

Теперь евреи, а не римляне, виновны за распятие Иисуса. В Евангелии от Иоанна есть много стихов, где евреи желают избавиться от Иисуса:

Тогда иудеи еще более усердно стали искать возможности убить Иисуса, ведь Он не только нарушал субботу, но к тому же называл Бога Своим Отцом, приравнивая Себя к Богу. (Иоанн 5:18)
Толпа требует распять Иисуса
Толпа требует распять Иисуса

Несколько слов о Пилате

Несмотря на то, что Пилат представлен в Новом Завете как сочувствующий, по другим древним источникам он вряд ли был таковым. Как отмечает библеист Джон Кроссан в книге "Кто убил Иисуса?", Пилат был человеком, который намеренно оскорблял иудейскую веру и жестко обходился с евреями: привозил в Иерусалим бюсты императора, подавлял любые сборища несогласных, тратил средства из храмовой казны, мог проводить казни без суда.

Но в евангелиях Пилат вдруг становится сочувствующим Иисусу. Он обращается к первосвященникам и толпе, утверждая, что не видит вины в Иисусе. Пилат действует так, будто он заинтересован, и даже "умывает руки".

Омовение рук Пилата - это абсурд. Пилат был язычником, который презирал иудаизм. Но в то же время он "умывает руки", что является иудейским ритуалом очищения:

Буду омывать свои руки в невинности и кругом обходить Твой жертвенник, Господи... (Псалтирь 25:6)

В Евангелии от Петра, которое составлено во 2 веке, акцентируется, что никто из иудеев не умыл руки. Более того, в этом евангелии уже царь Ирод приказывает схватить Иисуса и наказать его:

Из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его. И когда не хотели они умыть себе руки, Пилат отступил, и царь Ирод повелел тогда схватить Господа и сказал им: «Все, что приказано сделать Ему, исполните».

Евангелие от Петра не является каноническим, но оно отражает настроения ранних христиан по данной проблеме.

Таким образом, вырисовывается интересная картина - римляне выступают против распятия, но евреи вынуждают их распять Иисуса.

Пилат умывает руки
Пилат умывает руки

Как это объяснить?

По мере распространения христианства в Римской империи именно римляне были целевой аудиторией апостолов и их учеников. Евреи как богоизбранный народ перестал быть богоизбранным, а после Павла широта проповеди распространилась на все народы.

Вероятно, после войны римлян с евреями в конце 60-х годов, христиане взяли на вооружение римский антисемитизм, тем самым создав общее звено, по которому римляне могли бы вступить в церковь.

В итоге ответственность за распятие перешла от римлян к иудеям.

Как бы иудеи казнили Иисуса?

Еще одним аргументом против вины евреев является то, что они никак не могли распять человека на кресте. Решение приняли римляне. Иисуса пытали римляне. На крест Иисуса прибили римляне.

Если бы евреи казнили Иисуса, они бы наверняка использовали побиение камнями, как это было с первым христианским мучеником Стефаном, о котором написано в Деяниях апостолов.

Побиение святого Стефана
Побиение святого Стефана

Какой мотив был у римлян?

Если Иисус был обычным бродячим проповедником и учителем, то зачем римляне его убили? Библеисты склоняются к тому, что Иисуса убили по политическим причинам. Иисус называл себя иудейским царем (мессией), что означало претензию на изменение политического строя в Иудее.

Как должны были поступить с человеком, который претендовал на власть в Иудее и рассказывал остальным об этом? Римляне увидели в Иисусе лидера евреев, за которым мог пойти народ с целью смещения власти язычников.

Римлян не волновало богохульство Иисуса и то, что он называл себя сыном иудейского бога. Как было сказано выше, Понтий Пилат сам любит пощекотать религиозные чувства порабощенного народа.

Был ли Понтий Пилат плохим человеком и кто виновен в распятии Иисуса Христа - ТРИКСТЕР. Научно о религии

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.