Найти в Дзене
zorkinadventures

«Вместо указательных столбов из песка – человеческие скелеты»: что хранят древние китайские пещеры в пустыне

У песчаных холмов пустыни Гоби в Китае протекает река, оживающая в сезон дождей. Быть может, наличие воды сыграло свою роль в том, что именно эти места в IV веке буддисты выбрали для создания храмового пещерного комплекса.
У песчаных холмов пустыни Гоби в Китае протекает река, оживающая в сезон дождей. Быть может, наличие воды сыграло свою роль в том, что именно эти места в IV веке буддисты выбрали для создания храмового пещерного комплекса.

Вместо указательных столбов из песка торчали человеческие скелеты, напоминая буддийскому монаху Сюань-цзану, отправившемуся в 629 году нашей эры в паломничество в Индию, как опасен Великий шелковый путь – главная артерия для установления торговых и военных контактов, а также для распространения различных идей и религий.

Посреди пустыни у западных границ китайской империи монах попал в песчаную бурю и сбился с пути. А из-за жары у него начались галлюцинации – стали чудиться полчища грозных воинов.

Но еще страшнее были разбойники: вооруженные мечами, они подстерегали караваны и отбирали у них грузы с чаем, шелком и керамическими изделиями. Их везли на запад, в Персию и Средиземноморье, а золото, драгоценные камни и лошадей переправляли на восток, в Чан-ань – столицу династии Тан, один из крупнейших в те времена городов мира.

Много столетий пещеры Могао были практически полностью погребены в песках, чтобы потом стать признанными величайшими сокровищницами буддийского искусства.

Описывая впоследствии свое путешествие, Сюань-цзан признавался, что силу духа в нем поддерживал на Шелковом пути только буддизм. Великим шелковым путем шли и другие религии – манихейство, христианство, зороастризм, а впоследствии и ислам.

Но ни одна из них не повлияла на Китай так, как буддизм, который стал распространяться из Индии в первые три века новой эры. Буддийские манускрипты, которые Сюань-цзан привез из Индии, чтобы на протяжении двух десятков лет изучать и переводить, легли в основу китайского буддизма.

Почти в самом конце своего путешествия длиной в 16 лет монах остановился в Дуньхуане, процветавшем оазисе на Великом шелковом пути, где на пересечении потоков людей и культур родилось одно из величайших чудес буддийского мира – храмовые пещеры Могао.

Примерно в 20 километрах к юго-востоку от Дуньхуана из песчаных холмов на тридцать с лишним метров в высоту поднимаются скалы. Протянувшаяся на полтора километра гряда испещрена сотнями входов. Именно сюда к середине VI века стали приходить паломники помолиться о благополучном переходе через полную опасностей пустыню Такла-Макан или, как Сюань-цзан, вознести благодарение за успешное завершение путешествия.

Внутри пещер, в отличие от пустыни вокруг, поражало буйство цвета и жизни. Со стен смотрели тысячи Будд всевозможных цветов, их одежды сверкали золотом, а в сводах парили небесные музыканты и феи-апсары в полупрозрачных одеяниях цвета лазури.

С божественными персонажами соседствовали земные, знакомые каждому путнику на Великом шелковом пути: восточные длинноносые купцы в мягких широкополых шляпах, иссохшие индийские монахи в белых одеждах, китайские крестьяне, обрабатывающие землю.

15-метровый Будда лежит в ожидании смерти, чтобы тихо и безмятежно перейти в состояние нирваны. А его последователи, изображенные на росписях стен вокруг его ложа, предаются горю. Фото: Тони Лоу
15-метровый Будда лежит в ожидании смерти, чтобы тихо и безмятежно перейти в состояние нирваны. А его последователи, изображенные на росписях стен вокруг его ложа, предаются горю. Фото: Тони Лоу

Даже когда Дуньхуан завоевывали соперничавшие друг с другом династии или иноземцы, как, например, тибетцы, правившие здесь с 781-го по 847 год, украшение пещер росписями и изваяниями не прерывалось. Чем объясняется такое постоянство? Возможно, за этим стояло нечто большее, чем просто культ красоты или буддизм. Сменявшие друг друга правители не разрушали то, что было создано до них, а, состязаясь с предшественниками, вырубали новые пещеры, которые своим великолепием должны были затмить предыдущие, – и украшали их собственными изображениями в благочестивых позах.

К началу XI века несколько западных регионов (часть современного Синьцзяна на западных границах Китая) были обращены в ислам, и буддийские монахи перенесли десятки тысяч манускриптов в маленькое боковое помещение, примыкавшее к большой пещере.

Сделали ли они это из опасения вражеского вторжения? Сегодня трудно сказать. Так или иначе, помещение, известное сегодня как пещера №17, или пещера-библиотека, было опечатано и тщательно замаскировано росписями.

Пещера №57. Сияющие сусальным золотом драгоценности на изображении Бодхисаттвы Гуань-инь (VII век) создают иллюзию трехмерности – фигура кажется почти реальной. В индийском буддизме Гуань-инь изображалась как мужское божество, но в Китае со временем стала появляться в женском обличии, что отчасти объясняется существованием более древних китайских верований в богиню милосердия.
Пещера №57. Сияющие сусальным золотом драгоценности на изображении Бодхисаттвы Гуань-инь (VII век) создают иллюзию трехмерности – фигура кажется почти реальной. В индийском буддизме Гуань-инь изображалась как мужское божество, но в Китае со временем стала появляться в женском обличии, что отчасти объясняется существованием более древних китайских верований в богиню милосердия.

Содержимое древнего хранилища было обнаружено спустя девять столетий на рубеже ХХ века даосским монахом Ван Юаньлу, который по доброй воле охранял храмы-пещеры, не полностью засыпанные песком.

В июне 1900 года, когда рабочие расчистили один из песчаных завалов, Ван обнаружил потайную дверь, ведущую в еще одну небольшую пещеру, битком набитую свитками. Несколько рукописей он отнес местным чиновникам, надеясь получить за них щедрое вознаграждение. Но вместо денег был приказ вновь запечатать тайник.

О библиотеке опять заговорили, лишь когда ею заинтересовались западные исследователи. Марк Аурель Стейн, ученый венгерского происхождения, по заданию британского правительства в Индии и Британского музея отправился в начале 1907 года в Дуньхуан через пустыню Такла-Макан. Путь ему указывали описания, сделанные в VII веке Сюань-цзаном. Стейн достиг цели, но Ван не подпустил чужестранца к сокровищам пещеры-библиотеки, пока тот не убедил монаха, что он такой же страстный почитатель Сюань-цзана. Большинство манускриптов составляли переведенные Сюань-цзаном буддийские сутры, привезенные им когда-то из Индии.

Много дней Стейн обхаживал Ван Юаньлу и много ночей вытаскивал свитки из пещеры. В Европу он увез 24 сундука с манускриптами и еще пять с фрагментами росписей и другими реликвиями. Это была одна из самых крупных добыч в истории археологии, за которую было заплачено всего 130 фунтов стерлингов. За свое рвение Аурель Стейн в Англии был посвящен в рыцари. В Китае о нем по сей день хранят недобрую память.

Пещера №46. Облаченный в доспехи небесный страж VIII века, попирающий ногами демона-чужеземца, – проявление воинственной составляющей буддийской космологии.
Пещера №46. Облаченный в доспехи небесный страж VIII века, попирающий ногами демона-чужеземца, – проявление воинственной составляющей буддийской космологии.

Трофеи Стейна открыли многоликий и многокультурный мир на десятках языков: китайском, тюркских, санскрите, тибетском, пали, согдийском и даже еврейско-персидском. Многие сутры были нанесены на уже использованную бумагу, сохранившую следы повседневной жизни в годы Великого шелкового пути: договора о продаже рабов, донесение о похищении ребенка и даже написанное по всем правилам этикета извинение за недостойное поведение в нетрезвом состоянии.

Одной из наиболее ценных находок стала так называемая Алмазная сутра – пятиметровый свиток, напечатанный с нескольких деревянных досок в 868 году. То есть почти на шесть веков, опередивший знаменитую печатную Библию Гуттенберга.

Вслед за Стейном в Дуньхуан пожаловали и другие непрошеные гости: французы, русские, японцы и китайцы. В 1924 году здесь появился американец – историк искусств Лэнгдон Уорнер, искатель приключений, возможно послуживший прототипом Индианы Джонса. Сраженный, как он после признавался, красотой пещер, Уорнер, однако, внес свой вклад в их разорение, сбив со стен с десяток фрагментов росписей и забрав из пещеры №328 статую коленопреклоненного Бодхисаттвы – совершенный образец искусства эпохи Тан. Все эти трофеи сейчас хранятся в Музее искусств Гарвардского университета.

В Китае, как и в Греции с Египтом, время от времени раздаются голоса, призывающие вернуть вывезенные из страны сокровища. В выпущенной специалистами Дуньхуанской академии книге о пещерах Могао есть отдельная глава – «Позорная охота за сокровищами». На Западе, в свою очередь, оправдываются тем, что европейские и американские музеи спасли эти бесценные произведения искусства. Останься росписи и манускрипты в Могао, возможно, они бы погибли в войнах и революциях, сотрясавших Китай в ХХ веке.

На фото: на дюнах вокруг пещер выкладываются соломенные решетки, чтобы защитить  их от песчаных наносов. А со временем эти четырехкилометровые  искусственные ограждения, сократившие наступление песка на 60 процентов,  заменит «Великая стена» из растительности. Так, в отличие от других  памятников на Шелковом пути, великие памятники Могао будут спасены от  погружения в недра пустыни.
На фото: на дюнах вокруг пещер выкладываются соломенные решетки, чтобы защитить их от песчаных наносов. А со временем эти четырехкилометровые искусственные ограждения, сократившие наступление песка на 60 процентов, заменит «Великая стена» из растительности. Так, в отличие от других памятников на Шелковом пути, великие памятники Могао будут спасены от погружения в недра пустыни.

Почитайте еще: "Сондонг: самая большая пещера в мире, которую нашли случайно"