Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 31. Серия 28 "Город на краю вечности" ("The city on the edge of Forever").
"Star trek" редко балует зрителя романтическими историями, а если это всё-таки происходит, то обязательно без хэппи-эндов. Иногда нам показывают красавиц, которым позитивно-холодный и правильный капитан разбил сердце, отдав предпочтение своему звездолету. Иногда капитан Кирк встречает красавиц, с которыми его связывает приятное, но ни к чему не обязывающее прошлое. А на сей раз капитан вроде бы как полюбил. Но и это, по традиции, не привело к радостному финалу, а лишь пополнило психологический багаж Кирка лишним травмирующим опытом.
Научно обоснованными путями капитан Кирк, мистер Спок и доктор Маккой оказываются на Земле 1930-го года. Здесь они встречают Эдит Килли, "ангела трущоб" – женщину приятной внешности и передовых взглядов.
Эдит помогает бездомным выживать, кормит их, находит им работу, верит в то, что однажды человечество освоит космос, а все деньги, которые тратятся на вооружение и войны, будут тратиться на здоровье и жизнь. Между Эдит и Кирком быстро возникает взаимная симпатия. Этих двоих тянет друг к другу, они говорят на одном языке, понимают друг друга.
В ранних сериях перед Кирком, бывало, вставал выбор – остаться с женщиной или вернуться на "Энтерпрайз", но сейчас создатели сериала поставили его перед более сложным выбором. И выбор этот заключается в решении вопроса, жить Эдит Килли или умереть.
Опять же научно обоснованными путями Спок узнает, что у Эдит возможно две судьбы: либо она через 6 лет станет значимым человеком, будет общаться с президентом, а затем возглавит движение за мир, либо же женщина умрет в этом году.
Казалось бы, ясное дело, какой вариант звучит получше: женщина с такими взглядами, имеющая влияние и возможности, сможет привести человечество к лучшему будущему. Но нет. Килли станет основателем движения за мир, и пока она будет вошкаться с переговорами о мире во всем мире, фашистская Германия воспользуется этой проволочкой и победит во Второй мировой войне, а затем и завоюет весь мир. Более далеким последствием станет то, что человечество не освоит космос, а звездолет "Энтерпрайз" просто перестанет существовать.
Как выразился Спок, "она была права, но не вовремя".
А вот если Эдит умрет, погибнет в ДТП, то история пойдет тем путем, который всем нам более или менее известен, и будущее не изменится.
Кирк человек долга. Конечно же, несмотря на свои чувства к Эдит, он понимает, что "Эдит Килли должна умереть".
Трагизм ситуации заключается в том, что злополучный инцидент происходит непосредственно на глазах у капитана, а ему самому достаточно сделать несколько шагов, чтобы предотвратить аварию. Он бездействует и другим не позволяет вмешаться. Эдит, любовь к которой Кирк уже не может отрицать, умирает у него на глазах.
Путешествие во времени завершилось. Хранитель Вечности заявил, что "время вернулось в свою колею, всё снова стало как было". Вот только, сдается мне, в душе у Кирка уже никогда "как было" не будет.
Он пережил однозначно травмирующий опыт, который не может не оставить следа в его душе. Кирку не стать прежним. Не забыть, как он стоял рядом, позволяя любимой женщине умереть и спасая миллионы других жизней. Не знаю, отразится ли это на дальнейшем развитии характера капитана Кирка (тут уж создатели сериала вольны делать, что захотят), но по идее должно бы.
Не проходит травмирующий опыт без следа. О нем можно забыть, хотя некоторые предпочитают помнить. Его можно игнорировать, хотя он будет время от времени заявлять о себе. С ним можно научиться жить и даже можно думать, что он не очень-то влияет на решения, реакции, выборы, но он влияет.
Позволит ли себе Кирк снова полюбить? Сохранит ли свою склонность к легкому игривому флирту? Посмотрим.
Зачастую в дешевых романтических комедиях и мелодрамах любят помусолить этот сюжет. Жил-был главный герой (он или она не принципиально), в прошлом этот человек обжегся о раскаленную конфорку личной жизни, так что теперь предпочитает исключительно выключенные электроприборы. Сердце его холодно, взгляд равнодушен, причем много-много лет, но тут конечно же появляется некто, кто топит лед, разрывает снег и зажигает ванилью пахнущие свечи на столе с ужином на двоих. По закону жанра бедолага оттаивает аки Анна из "Холодного сердца", и снова открывает врата своего сердца для доверия и любви. Ну как бы... да... бывает... наверное. Иногда. С некоторыми.
Но чаще всего это область городских легенд и сказок для взрослых, которые продолжают верить в то, что личная жизнь после 40 только начинается.
Обжегшиеся никогда не смогут реагировать так, как если бы они не обжигались. Они в 9 случаях из 10 будут действовать с подсознательной оглядкой на опыт, который был излишне болезненным. Не смертельным, но болезненным.
При всей моей любви к Ницше, я сильно сомневаюсь, что то, что нас не убивает (в психологическом плане), делает нас сильнее. Оно делает нас, вероятно, более защищенными, более ловко включающими защитные механизмы, более заинтересованными в том, чтобы быстрее и надежнее отгородиться от любой потенциальной опасности. Но не уверена, что это – про силу. Здесь можно было бы порассуждать о пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, но, пожалуй, уже в другой раз.
Травмирующий опыт редко бывает "ценен". Наверное, те, кто говорят о его ценности, немного лукавят, хотят себя же в чем-то убедить. Жизнь не обязана пополнять наш багаж исключительно ценностями. Всякое может подбросить.
Стал ли Кирк более сильным человеком после событий 28-го эпизода? Вряд ли. Нужен ли был ему этот опыт для личностного роста и развития? Сомнительно. Нечего пытаться сделать из лимона лимонад. Другое дело, что есть теперь такой факт в биографии капитана, и наивно делать вид, что этого опыта не было. Я бы на месте капитана, вероятно, поступила бы так же.