Книг о женской дружбе я навскидку могу вспомнить очень немного. Из Италии в первую очередь всплывает «Моя гениальная подруга» Ферранте. Теперь же я прочитала «Историю одной дружбы» Сильвии Авалоне. Так вот, это совсем не Ферранте, хотя казалось бы характеры те же. Но история здесь совершенно о другом.
Сюжет
Беатриче родилась в обеспеченной семье. Она хороша собой, но не дотягивает до желаемого уровня модельной внешности, поэтому с самого раннего возраста умело накладывает макияж и раз в три дня ходит к парикмахеру. Все для того, чтобы реализовать амбиции матери – Беа обязательно должна стать моделью и уехать из провинции. Элиза же панк, который ни с кем особо не разговаривает, хорошо учится, старается занимать как можно меньше места. Ее родители давно разошлись, мать совершенно непутевая алкоголичка, а отец – интеллигент, который совсем не понимает, как ужиться с взрослеющей Элизой. Именно эти две на первый взгляд противоположные девушки и становятся лучшими подругами. До поры до времени.
Плюсы
Книгу я читать сначала не очень хотела. Аннотация показалась мне чем-то едва ли не слащавым – ну что там может быть за история о дружбе гламурной дивы и замухрышки? Я ожидала, что вторая из Золушки превратится в принцессу, а дальше начнется какая-нибудь «Вики Кристина Барселона». Я сильно ошибалась. Прочитала рецензию БиблиоЮлии на эту книгу, после нее решила, что все же стоит прочитать и книгу. От аннотации и моих первых впечатлений история действительно сильно отличается – она куда глубже.
Книга написана в виде дневника Элизы. Она рассказывает о том, какой была их дружба, к чему она привела (сразу ясно, что к разрыву, это не спойлер), периодически выныривая из этого самого дневника в настоящее, где ей уже 33. Мне тоже 33, тем было интереснее наблюдать – а как я бы прожила такую жизнь и как бы воспринимала ее сейчас?
Несмотря на всю непохожесть девушек, у них много общего. И самое главное из общности – это одиночество. Обе они покинуты всеми. Как личности они не нужны никому, в первую очередь своим родственникам. И в какой-то момент кажется, что любви между Элизой и ее горе-матерью даже больше, чем между Беа и ее совершенной мамой.
В каждом шкафу свои скелеты. У семьи Беатриче их множество, вываливаются они очень постепенно. Каждый новый скелет порождает новую частичку характера, складывающегося у Беатриче. Со временем она становится тем, кем ее хотела видеть мать, кем ее боялись увидеть в родном городе. И кем она вряд ли хотела стать сама. С раннего возраста она утверждала, что все ей будут завидовать. При этом любой пьедестал предполагает одно первое место, возле которого нет приступки для любимых людей.
В свою очередь Элиза – жертва, зависимый человек. Но после разрыва она не теряет себя. Она делает все, чтобы стать настоящим человеком. И из них двоих именно она этим самым человеком больше и становится. Благодаря объему книги (600 страниц) характер обеих девушек раскрыт целиком и полностью.
И развязка конечно же. Ради нее, даже если заскучаете в середине, стоит дочитать книгу целиком.
Минусы
История рассказывается то в настоящем времени, то в прошлом. В какой-то момент примерно после середины я устала. Да, история раскручивается постепенно, Сильвия Авалоне определенно хотела втиснуть в книгу все свои эмоции. И то, что блоги помогли одним взлететь 15 лет назад, а другим – напротив. И о жизни в провинциальной школе. Да, этот объем нужен для раскрытия героинь, но мне сюжет кажется перегруженным и перекрученным. Слишком много бусин нанизано на эту нитку.
Итог
Спокойная и размышлятельная книга об одиночестве, о дружбе, о технологиях, о семье. Эталонного вида автофикшн. Это не первая книга Авалоне, хотя по сюжету Элиза писатель, а этот дневник – ее первое произведение. Я даже подумала, что Сильвия просто списала всю историю с себя, но нет – все вроде как выдуманное. Гендерных различий для романа не делаю, это хорошая история о взаимоотношениях людей, которая может зайти совершенно любому человеку.