Найти в Дзене
Кино-Советчик

Анализ фильма «Придержи тьму»

Итак, про «Придержи тьму». Лучше было бы перевести название как «Удержи тьму», потому что именно об этом идёт речь в фильме: о том, как важно удержать тьму внутри себя, удержать, а не «придержать», это сильно меняет смысл происходящего, не так ли? Что же произошло в этой истории? Прежде всего, очевидно, что охотник на волков Рассел Кор, которого призывает Медора Слоун, никакой не охотник. Посмотрите, как неловко он собирается, как нелепо он одет, он совершенно не готов к охоте, ради которой приехал. Это совершенно не тот человек, который завалит хищных волков в отместку за то, что они загрызли детей в деревне. Именно поэтому образ Рассела вызывает такое недоумение поначалу (мы ждем увидеть крутого охотника).
Но зачем Медора позвала именно его? Дело в том, что Рассел, Медора и Вернон совершенно одинаковы по своей сути. Это люди, внутри которых сгущается тьма, та самая, которую нужно удержать, и Медора как-то поняла это. Только если Вернона тьма уже поглотила, он уже перестал быть чело

Итак, про «Придержи тьму». Лучше было бы перевести название как «Удержи тьму», потому что именно об этом идёт речь в фильме: о том, как важно удержать тьму внутри себя, удержать, а не «придержать», это сильно меняет смысл происходящего, не так ли?

Что же произошло в этой истории? Прежде всего, очевидно, что охотник на волков Рассел Кор, которого призывает Медора Слоун, никакой не охотник. Посмотрите, как неловко он собирается, как нелепо он одет, он совершенно не готов к охоте, ради которой приехал. Это совершенно не тот человек, который завалит хищных волков в отместку за то, что они загрызли детей в деревне. Именно поэтому образ Рассела вызывает такое недоумение поначалу (мы ждем увидеть крутого охотника).
Но зачем Медора позвала именно его? Дело в том, что Рассел, Медора и Вернон совершенно одинаковы по своей сути. Это люди, внутри которых сгущается тьма, та самая, которую нужно удержать, и Медора как-то поняла это. Только если Вернона тьма уже поглотила, он уже перестал быть человеком, строго говоря - в метафорах фильма он стал волком, а Медора перешла на темную сторону у нас на глазах, то Рассел ещё стоит на грани, он ещё может удержать тьму в себе. Однако, он уже так близок к потере человечности, что даже волки принимают его за своего и не атакуют его.

Изображение с сайта imdb.com
Изображение с сайта imdb.com

Смысл фильма в том, что Рассел смог удержать тьму и шагнул обратно, в мир людей. Но как получилось так, что тьма поглотила Вернона и Медору, и как она чуть не поглотила Рассела? Тут неожиданно ситуация в точности повторяет ситуацию из фильма «Талли» (сюрприз!). Чтобы оставаться человеком, нужно хотеть общаться с другими людьми. Автоматическое, бездушное общение, замешанное на жалости к себе, замешанное на ощущении, что «почему им всё, а мне ничего», приводит к разрыву связей не только с окружающими - но и с самим собой. Рассел приехал вовсе не убивать волков - да он вообще не знает, как это делается - он приехал, потому что его дочь живет где-то тут, он даже не знает где, потому что не разговаривал с ней много лет.

Кульминация фильма происходит тогда, когда Рассел звонит своей дочери, после почти полного помутнения рассудка: именно это спасает его. Чтобы оставаться человеком, человеку нужно рассказывать истории другим людям и слушать их истории. В письме Расселу Медора пишет, что он «сможет рассказать историю», именно это и происходит в финале - Рассел удержал тьму в себе и понял, что общение с людьми это и есть спасение. Совершенно не так ведёт себя Вернон, который стал диким животным уже давно: посмотрите, как он молча расстреливает моджахедов в Ираке, как молча убивает насильника, как Чион молча передает Вернону пистолет, из которого Вернон в ту же секунду убивает двух полицейских. Вернон это волк, и Медора волчица, они не разговаривают.

Изображение с сайта imdb.com
Изображение с сайта imdb.com

И интересный момент, который был в книге-первоисточнике и который не акцентирован в фильме: Вернон и Медора близнецы, они брат и сестра. Отсюда все эти странные намёки - Медора говорит, что она «не знакомилась» с Верноном, а всегда его знала, люди говорят, что они похожи между собой, и так далее. Как и у животных, у них нет различий «брат», «сестра», и прочих - есть только самец и самка, для спаривания этого достаточно.

В общем, фильм многослойный и очень необычно снят - медленное, тягучее нагнетание напряжения, которое разряжается не так и не там, где ждёшь, ориентируясь на сюжетные клише из других фильмов. Режиссёр Джереми Солнье до этого фильма отличился мощным и крутым фильмом «Зелёная комната», и снова доказал, что у него есть своё, серьёзное понимание человеческой природы и понимание причин превращения людей в зверей. Этой темой Солнье владеет виртуозно. Ждём его следующих фильмов.

Пожалуйста, поддержите автора, это очень важно:

  • поставь 👍
  • напиши комментарий
  • подпишитесь на канал

Благодарю!