Найти в Дзене

Этот шаманизм настоящий?

О чëм вы думаете, когда говорят о шаманах? Наверное, о танцах с бубнам, непонятными песнями и человеке в странных одеяниях. Вот и мы так думали. Так это или не так, попробуем в этом разобраться.

Тэнгэри – центр шаманизма в Бурятии. Приехав туда, мы увидели большие ворота. На них был странный узор, а наверху – трезубцы. Внутри юрты – колонны с теми же трезубцами, обмотанные тряпками брëвна… Мы с интересом осматривались, пока не пришла какая-то девушка. Она вывела нас обратно за ворота. Мы ничего не понимали.

“Все действия мы совершаем по ходу солнца!” – ответила девушка, увидев наши озадаченные лица. После этого она сказала, что её зовут Даша, и пригласила нас войти на территорию центра.

Даша – девушка 23 лет. На ней было длинное синее платье, и единственным необычным аксессуаром были медные круги, висевшие на шее в качестве оберега. Первое, что нам сказала Даша, – все действия шаманы, как и буддисты, выполняют по ходу солнца, чтобы накапливать положительную энергию. Мы не знали, в какую сторону идёт солнце, поэтому просто пошли за Дашей. Так началось наше знакомство с шаманизмом.

Поначалу Даша была ужасно занудной. Она просто рассказывала вызубренный текст о шаманизме. Видимо, она его рассказывает всю жизнь. Было очень трудно и скучно слушать этот пресный монолог. В какой-то момент это стало невозможно слушать. Мы начали перебивать её и задавать вопросы не столько про сам шаманизм, сколько про неё. И, похоже, оказались первыми, кто задавал ей такие вопросы.

Даша – чëрная шаманка. Сначала мы подумали, что это делает её злым магом. Из-за этого даже начали смеяться и шутить про то, не наведут ли на нас порчу. Но потом выяснилось, что ген шамана решает, каким будет шаман. Даша сказала, что такой ген может появиться только у человека из рода шаманов. Именно он определяет, есть ли у человека способности. Если человек получил ген шамана со стороны отца, то он становится белым шаманом, а если со стороны матери – чëрным. Чëрные могут проводить больше обрядов, чем белые, которые в основном занимаются целительством. Чёрными их начали называть из-за неправильного перевода. В бурятском есть слово “хари”, означающее в том числе и женщину, пришедшую в чужой род. Оно созвучно со словом “хара” – чëрный. Вот и получилось, что в переводе “пришедший” шаман превратился в “чëрного”.

Даша рассказала нам про свой обряд посвящения. Её дядя был шаманом. Дядя пришёл к родителям Даши и попросил взять её на обряд угощения духов. Помимо неё на обряде было ещё 5 мальчиков и 3 девочки, и их всех связали вместе на 3 дня. Их поставили перед рощей с хадаками – длинными шелковыми шарфами, которые используются как обереги, и угощениями для духов. Дети ходили вокруг деревьев, чтобы духи приняли угощение, потому что у детей ещё чистая аура, что приманивает духов. На этом обряде Дашу заметил глава центра Тэнгэри. Он обладает даром ясновидения, поэтому заметил, что у неё есть ген шамана.

У шаманов есть 9 санов, для получения которых каждый раз надо проходить обряд посвящения. Даша показала нам свои бубен и бардак – трость, отгоняющую злых духов, полученные на первом посвящении. Корону, дающую возможность вызывать духов, – со второго посвящения. Трости хорьбо, позволяющие передвигаться по миру духов, – с третьего.

Она рассказывала о способностях шаманов: проведение обрядов, ясновидение и прочее. Даша поделилась с нами, что она видит ауры. Мы отнеслись к этому скептически и начали уточнять, как именно она их видит. Она ответила: “Вот смотрите (показала на Полину) – на неё свет падает? Вот я так же всех вас вижу”. Ещё она сказала, что у людей могут быть сущность и ангел-хранитель. Сначала мы не поняли, что это, но сущность Даша объяснила так: “Когда у людей сущность, они в депрессии, у них в жизни чëрная полоса”. Про ангелов-хранителей же она сказала, что это духи, которые становятся сильнее, когда в них верят, и защищают человека от неудач, плохого окружения, неправильных поступков и иногда от сущностей. Когда она сказала, что ангелы-хранители есть у всех, мы вздохнули с облегчением.

В шаманизме почти не приняты жертвоприношения, единственные – бараны на крупных праздниках. Считается, что это не убийство: так барана провожают в лучший мир. Шаманы делают подношение духам, сжигая рощу – срубленные для обряда деревья с хадаками – и убитого барана. Если его не сжечь, то духи не смогут принять угощение, потому что они принимают подношения через дым.

Шаманы – проводники духов в мир людей. Чтобы связаться с духами, они вводят себя в состояние транса, когда они “отключаются” от этого мира и становятся чем-то вроде вместилища для духа. Это то же, что и микроинсульт, поэтому может сильно навредить здоровью. Даша сказала, что обычно шаманы долго не живут из-за такой нагрузки, поэтому мы очень волновались, когда Даша сказала, что входит в транс 2 раза в неделю. Несмотря на всю угрозу здоровью, даже самые старшие шаманы продолжают практиковать вход в это состояние, чтобы помочь людям.

Перед тем как прийти в центр шаманизма, мы купили очень странный на первый взгляд набор: водку, молоко, зефир, печенье, сухари и мармелад. Мы смеялись над необычным сочетанием почти всё время, пока не узнали предназначение. Оказалось, что это всё нужно для угощения, которое мы приготовили вместе с Дашей. После того как угощение было готово, она раскурила чабрец и зачитала молитву о благополучии рода Дениса Владимировича как самого старшего мужчины в нашей группе. На этом моменте мы все начали смеяться, потому что его родом в тот момент считались мы, поэтому мы должны были вставать и кланяться каждый раз, когда она произносила его имя. Для нас всё это было очень странно и непривычно. Наш смех задел Дашу. Этот обряд – то, во что она верит, то, что связано с её предками, поэтому её расстроила наша реакция. В тот момент нам показалось, что мы потеряли её доверие. Нам было ужасно неловко, но потом она продолжила обряд и, похоже, снова нам открылась.

Даша налила в миски чай, водку и молоко, и мы все вместе пошли к костру, где Денис Владимирович сначала расплескал чай, потом водку и молоко. Именно в такой последовательности, потому что чаем встречают, водкой угощают, молоком провожают. После этого мы сожгли угощение и, пройдя три круга, поклонились, тем самым завершив обряд.

Выходили из центра шаманизма мы с чувством того, что наше путешествие не может быть неудачным, ибо человек, жертвующий собой ради других, благословил нас.

Варвара Рембовская и Артемий Щукин

-2
-3