Найти тему

Московский метрополитен - триумф сталинского СССР, прославившийся на весь мир

Оглавление

Приветствую, читатель! В этой статье я хотел бы рассказать о Московском метрополитене - практически самом красивом в мире.

Зачем строить?

Всё началось ещё в Российской империи - тогда уже начали появляться проекты внутренней железной дороги и метрополитена в Москве. Проекты не были реализованы по причине нехватки средств и нецелесообразности. Все дела отодвинула Первая мировая, а во время Гражданской войны стало уже не до подземки...

В 1920-х годах продолжилась разработка проектов, началось проведение изыскательных работ. НО! В 1930 году прошла чистка, в результате проектировщики были обвинены в растрате народных денег и спешном проведении работ. И всё тут, казалось бы.

6 января 1931 года, Москва встала в транспортном коллапсе; случившуюся тогда дорожную пробку считают самой катастрофической в истории столицы: не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. На совещании по проблемам трамвайного движения было принято решение о реорганизации трамвайного движения и установлении быстроходного движения путём железнодорожных веток. О подземке речи не пошло.

Однако на втором собрании созданной комиссии Политбюро, Иосиф Сталин инициировал внести в план мероприятий новый пункт в следующей редакции: "Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца". Позже Лазарь Каганович выступил с докладом, где доказывал полезность строительство метро. В вопросе была поставлена точка, а в конце ноября 1931 года был представлен окончательный проект.

Так должна была выглядеть реализация проекта 1902 года - эстакада на Красной площади (фото: wikipedia.org)
Так должна была выглядеть реализация проекта 1902 года - эстакада на Красной площади (фото: wikipedia.org)

Строительство метро

В январе 1932 года работы начались на всех участках; однако они проводились вручную, так как предполагалось, что московский метрополитен будет в большинстве своём надземным, а под землёй проходить только в самом центре на небольшой глубине. разгорались споры среди опытных инженеров о типе строительства тоннелей - открытый или закрытый? Строить станции мелкого или глубокого заложения. точку в споре поставил Сталин, высказавшись за глубокое заложение станций, в связи с чем проект радикально изменился. Для проходки тоннелей была прислана команда опытных горных инженеров из Донбасса. Также в строительстве метро принимали участие простые москвичи, направляемые на субботники. Информация об использовании труда заключённых ГУЛАГа ничем не подтверждена. При прокладке участков метрополитена применялись самые различные способы - от траншейного до щитового.

Строительство первой очереди метро (фото: wikipedia.org)
Строительство первой очереди метро (фото: wikipedia.org)

Открытие

К намеченной дате открытия — 7 ноября 1934 года — метрополитен не был введён в строй из-за отсутствия эскалаторов. Так, Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включён ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных вестибюлей, а в 7 часов поезда начали движение по графику; интервал между поездами составлял 5 минут на общем участке и 10 минут на ответвлениях. Пусковой комплекс включал в себя 11,6 км трассы, 13 станций и 14 поездов (одновременно работали 9 четырёхвагонных составов).

Пуск первой очереди стал достижением не только метростроителей, но и всей советской промышленности. Заказы, поступавшие со строительства первой очереди московского метро, выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу. На её сооружение ушло 88 тысяч тонн металла, около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента, миллионы кубометров щебня, бута, гравия.

Первая очередь Московского метрополитена шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (Кировско-Фрунзенский диаметр, ныне — центральный участок Сокольнической линии) с ответвлением до станции «Смоленская» (Арбатский радиус, позднее вошедший в состав Филёвской линии). Линию обслуживали составы типа "А", созданные в СССР на Мытищинском вагоностроительном заводе.

Метровагон типа "А" на станции "Сокольники", 1935 год
Метровагон типа "А" на станции "Сокольники", 1935 год

Последствия

Московское метро начало активное развитие - до войны построены участки ещё 2 линий. Во время войны метро работало в качестве бомбоубежища

После войны была построена известная Кольцевая линия - памятник расцвета архитектуры сталинского ампира. Каждая станция посвящена особой теме, но при этом охватывает эпоху и чувства народов СССР конца 1940-х — начала 1950-х годов. Особую роль играет подвиг Победы в Великой Отечественной войне. Станция «Парк Культуры» символизирует отдых советского народа. «Калужская» («Октябрьская») — сочетание Победы с исторической славой. «Серпуховская» («Добрынинская») — величие русского зодчества. «Павелецкая» — Волгу, хлебницу России. «Таганская» — сочетание Победы с воинской славой. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — самая грандиозная из всех; её своды расписаны эпизодами из истории воинской славы России (художник П.Д.Корин, архитектор А.В.Щусев). «Ботанический сад» («Проспект Мира») — плодородность советского сельского хозяйства. «Новослободская» задумывалась как станция-грот, где витражи рассказывают о культурном величии страны. «Белорусская» посвящена братскому народу Белоруссии. «Краснопресненская» — победе революций 1905 и 1917 гг. «Киевская», аналогично «Белорусской», рассказывает об истории Украины.

Станция "Комсомольская - кольцевая" (фото: bangkokbook.ru)
Станция "Комсомольская - кольцевая" (фото: bangkokbook.ru)

Ныне более 40 станций московского метро являются памятниками культурного наследия России, а подземные дворцы славятся на весь мир. Это отлично демонстрирует, что Московский метрополитен прекрасно справился с задачей восхваления величества советского трудового народа и государства в целом.

Если статья понравилась, прошу поставить лайк и подписаться!)