Едем с тридцатиплюслетним приятелем на машине. Яндекс.Музыка, которая уже давно подстроилась к моим музыкальным вкусам, выдает Soft Parade Джима Моррисона.
- Ой! - говорит тридцатиплюслетний приятель. - А чего это у тебя динамики звучат по-разному? У меня здесь больше музыки, а у тебя там больше голоса.
- Ну, так ведь это стерео.
- Стерео? А это что это?
Да, вот еще один пример того, как новые технологии не только приносят пользу, но и лишают нас тех больших и маленьких радостей, которые обеспечивали старые технологии.
Я как-то и сам не заметил, как из нашей жизни исчезла музыка со стереоэффектом. В доинтернетовскую эпоху представить себе меломана, у которого дома аппарат для воспроизводства звука имеет всего одну колонку, было невозможно. Качественная музыка - только стерео. Эту технологию могла себе позволить любая более-менее зажиточная семья. Нежно вспоминаю собственные колонки Radiotehnika, очень приличные, кстати, даже по нынешним временам.
Высадив тридцатиплюслетнего приятеля, позвонил еще нескольким тридцати- и двадцатиплюслетним, услышал на свой вопрос все тот же ответ:
- Стерео? А это что это?
Для слишком молодых объясняю. Это когда музыка записывается и воспроизводится на нескольких звуковых дорожках - одни идут в одну колонку, другие в другую. При этом сами колонки в помещении лучше устанавливать на почтительном друг от друга расстоянии. В результате получается не только более богатый и объемный звук, но и расширяется амплитуда возможностей для воспроизведения: основная партия, например, перетекает справа налево и обратно, одни голоса и инструменты могут звучать из одной колонки, другие из другой, создавая иллюзию расширенного пространства, а еще к услугам звукорежиссера бесконечная палитра тембров и частот. В общем стерео от моно отличается примерно так же, как старый кнопочный мобильник от современного гаджета.
Вся эта культура потребления музыки сгинула - во всяком случае, на бытовом уровне. Даже самые дорогие JBLки и самые умные колонки - это все равно голимое моно. Да, есть домашние кинотеатры, но, во-первых, они заточены на воспроизведение звукового сопровождения к фильмам, а во-вторых, даже в этом качестве не очень-то они прижились в наших домохозяйствах. Да, есть наушкники - но вот я сейчас надел Airpods Pro и снова послушал Soft Parade - нет там никакого стереоэффекта. Похоже, последний бастион качественного звука - это стереосистемы в салонах автомобилей, и то не самых дешевых.
Вопрос номер один - звукорежиссерам и не только: а современные исполнители, записывая свою музыку - они вообще рассчитывают еще на стереоэффект или уже забили на это дело и не тратятся на лишние цацки?
Вопрос номер два - нейропсихологам или кто там у них: интересно, отсутствие у целого поколения (даже двух уже) опыта стереослушания - оно как-то влияет на когнитивные функции человеков? Мозг, который не научился думать двумя ушами, он ведь, наверное, чего-то недодает своему хозяину?
А колонки Radiotehnika у меня, кажется, на чердаке где-то лежат. Пойду посмотрю.
Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ