В своих заметках и книгах я не раз и не два писал о Сергее Ивановиче Мальцове — выдающемся промышленнике, благотворителе и патриоте. И чем больше приходится изучать документов и материалов, тем сильнее я убеждаюсь в том, что это была уникальная, титаническая личность, которая сыграла важную роль в истории Российской Империи. Досадно, что до сих пор его память достойным образом не увековечили в тех местах, где он жил и создавал свою промышленную империю — «Америку в России»…
Но сегодня я не буду распыляться и хочу немного вспомнить об одном из оригинальных начинаний С. И. Мальцова — его узкоколейной железной дороге, которой в 2022 году исполнилось 145 лет.
Она появилась, когда промышленный округ вошёл в эпоху своего наивысшего расцвета. Нужно было обеспечить быструю и надёжную транспортную связь между основными центрами мальцовской империи. Ими тогда были Брянск, Дятьково, Людиново, Песочня (ныне Киров).
Активное строительство узкоколейной железной дороги началось в мае 1877 года, а в ноябре того же года было открыто движение поездов на участке Радица (Брянск) — Людиново. Интересно, что первые 70 километров полотна рабочие уложили всего за три месяца. Для сравнения — в сентябре 2020 года в нашем городе начали прокладывать ж/д ветку, которая должна была связать станцию Людиново-1 и территорию Особой экономической зоны. Стройкой занималось РЖД, заключившее концессионное соглашение с Правительством Калужской области. На то, чтобы уложить 7,7 километров железнодорожного полотна, у подрядчика ушло 15 месяцев. Да, конечно, понятно, что мы говорим здесь о разных весовых категориях и несопоставимых потребностях производства, но… Как писал Твардовский: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…»
К 1881 году строительство основных линий было завершено. Главный ход железной дороги пролегал по направлению станция Радица — Дятьково — Людиново — Песочня. Протяжённость линии Радица — Песочня составляла 104 версты (114 километров). Имелись ответвления Дятьково — Ивот и Людиново — Шахта (сегодня это Жиздринский район).
Рельсы для узкоколейки шириной 914 мм выпускали на Людиновском и Утриловском заводах, где были установлены современные мартеновские печи. Паровозы, вагоны и все сопутствующие механизмы также создавались на месте. Вообще, это был главный принцип промышленника-патриота — всё, от гвоздя, до парового двигателя, должно быть своё.
Эта дорога надёжно связала все предприятия, посёлки, рудники и шахты промышленного района Мальцова. Уголь на топку паровозов шёл исключительно из местных месторождений.
Кондукторами и машинистами работали свои же подростки, которые обучались в местных училищах. Заведующий движением получал 480 руб. в год, начальники станций, местные крестьяне, окончившие школы, получали по 200 руб. в год, телеграфисты — по 120 руб., машинисты — 447 руб. в год.
По дороге ежегодно перевозили до 20 миллионов пудов грузов и до полумиллиона пассажиров. Несмотря на сравнительно небольшие свои параметры, дорога была прибыльной. Так, в 1901 году при затратах в 401 тысячу рублей она дала 587 тысяч рублей дохода.
Отдельные участки узкоколейки действовали вплоть до 50-х гг. прошлого века. В новое время мальцовскую ж/д сменила широкая колея. Пришло время мощных тепловозов…
Но, тем не менее, память об удивительной узкоколейке, достаточно послужившей России, осталась до сих пор.