Читатель, доброго тебе дня/вечера/ночи. Киновселенная Marvel и Disney в целом в глубоком кризисе, а потому умные люди потихоньку оттуда сваливают. Так поступил и Джеймс Ганн, который теперь будет рулить фильмами по DC. Но просто так уйти режиссёр не мог, ибо надо было довести до конца своё детище и достойно попрощаться с фанатами. Имею ввиду, разумеется, трилогию «Стражей галактики». На днях мне удалось посмотреть «Стражи галактики 3» и предлагаю разобраться в том, действительно ли это лучший фильм киновселенной Marvel за последние годы.
Забавно, что этой картины могло бы и не быть. Хоть и прошло много времени, но история отмены Джеймса Ганна за резкие шуточки в Твиттере всё еще свежа в памяти у многих. А без него производство «Стражей Галактики 3» встало, ибо никто больше не знал, что с этими персонажами делать. Безысходность для боссов, а также полная поддержка актёрского состава и фанатов, помогли Джеймсу вернуться в режиссёрское кресло и закончить начатое. Красивая история, хотя все эти перипетии наверняка повлияли на качество фильма, о чём позднее.
Сюжет у нас в основном наполнен грустью и рефлексией. Пока Звёздный лорд никак не может пережить потерю Гаморы, к Стражам прилетают нехилые пиздюля, и больше всех огребает Ракета. Дабы спасти жизнь друга, команде необходимо собраться, преодолеть внутренние противоречия и раскрыть тайны прошлого нашей любимой «помойной панды».
С самой вступительной сцены, где Ракета гуляет под меланхоличную песню Radiohead – Creep, видно не только настроение фильма в целом, но и режиссёрскую руку Джеймса Ганна в частности. Всё действо чётко выстроено и имеет свой ритм, синергирующий с выбранной для эпизода композицией. Ганн, конечно, работает в этом смысле намного толще и проще того же Эдгара Райта, но музыка в его фильмах также имеет первостепенное значение. Многие сцены имеют очень стильную и сочную постановку, что делает происходящее в картине менее стерильным и плоским, а это выгодно выделяет проект на фоне других от Marvel в последнее время.
Содержательно фильм, как по мне, сбалансирован довольно неплохо, но и не идеально. В нём имеют место как тяжелые драматические моменты, так и бодрый экшен с юморком. При этом скатывания в клоунаду, которое губило концептуально неплохих «Стражей галактики 2», в триквеле я не заметил.
Самыми тяжелыми эпизодами, как и ожидалось, стали флешбеки Ракеты об истории своего происхождения. По моему мнению, способ раскрытия персонажа не самый удачный, ибо воспоминания не особо органично встроены в общую динамику повествования. Енот просто лежит в коме, а нам по кусочкам вкидывают детали его прошлой жизни, заполняя паузы между экшеном. Но сами по себе эти эпизоды неслабо выбивают слезу из зрителя и способны растопить любое сердце. Сложно сказать, насколько это действительно хорошая режиссура, а не просто «птичку жалко», но на эмоциональном уровне работает, а это пожалуй главное.
И всё вроде бы неплохо и бодро, но есть два момента, без которых фильм можно было бы назвать однозначно хорошим. Начнём с проблемы, которая родилась не по вине Джеймса Ганна, но с которой он не смог должным образом справиться. Я имею в виду «воскрешение» Гаморы, то бишь появление её версии из другой временной линии, в «Мстителях: Финал». Я ещё тогда не понимал, зачем обесценивать смерть зеленокожей воительницы, которая была достаточно мощным моментом в «Войне бесконечности», где Танос буквально от сердца оторвал любимую дочь ради достижения цели, в правильность которой неистово верил.
И теперь она вроде как есть в «Стражах галактики 3», но это совершенно другой персонаж – более дерзкий, стервозный и раздражительный. Её наличие в фильме делает рефлексию Питера Квилла по поводу потери любви всей жизни очень странной, кринжовой и неуместной. Когда мужчина бухает, плачет или стоически переносит боль, смотря в пустоту космоса – это одно. А когда Звёздный Лорд постоянно пытается достучаться до Гаморы, которая буквально другой человек…Это выглядит тупо, без этих сцен хронометраж бы уменьшился с 2 с половиной часов до более адекватных значений и стал бы ещё динамичнее.
Вторая проблема – не очень внятная кульминация. В первой части у нас был блёклый злодей Ронан, но крутая концовка с корабельными боями и победой «силы дружбы» через танцы и хоровод. В сиквеле герои превозмогают против бога с силой целой планеты, при этом теряя ценного члена отряда – Йонду. После такого я ожидал столь же солидного финала, если не ещё мощнее, и от завершающего фильма трилогии. Чтобы там половина Стражей полегла в неравном бою и злодея остановили, но какой ценой…
Однако всё сложилось совсем иначе. Высший Эволюционер в исполнении Чукуди Ивуджи (играл в «Миротворце») получился действительно колоритным, циничным и внушающим страх злодеем. Он творит по фильму такое, за что его буквально хочется отпиздить, что у Marvel выходит достаточно нечасто в целом. Прямо таки натуральный чернокожий Менгеле, для которого эксперименты превыше всего, а чужие жизни ничего не значат. Беда в том, что от того, как герои с ним разобрались (в супергеройском кино победа добра – это не спойлер), у меня нет никакой сатисфакции. Весь финальный замес вышел несколько сумбурным и лютого превозмогания со стороны героев я особенно не заметил. Вроде бы кульминация, важный момент, но как то всё «хать хоп труляля» и мы уже в эпилоге прощаемся с любимыми персонажами.
Ещё немножко фанатского бугурта выскажу по поводу Адама Уорлока и его роли в фильме. В целом идея ввести в киновселенную столь значимого для комиксов персонажа мне нравилась. Мужчина солидный, мощный, связан с Камнями бесконечности. Но теперь, когда Танос побеждён, в нём вроде как и смысла особого нет. И потому весь фильм он праздно и бесцельно шатается по локациям, изображая безмозглую версию Супермена. Он даже к Стражам в конце не присоединяется для финального махача, это бы хоть как-то оправдало наличие Адама Уорлока в картине. К касту у меня претензии нет, Уилл Поултер значительно накачался и преобразился, от кринжового паренька из «Нарнии» и «Мы-Миллера» визуально не осталось и следа. Но стоило ли ему так потеть ради персонажа, который фильму в итоге оказался не нужен…Ну, зато нашёл повод подкачаться, хоть какой-то плюс.
Графически же к фильму доебаться достаточно сложно. Это, без сомнения, самый отполированный и впечатляющий визуально фильм от Marvel со времён «Мстителей: Финал». Видимо долгий производственный цикл и наличие на борту визионера, а не режиссёра-дебютанта/слуги продюсеров, положительно сказались на итоговом качестве продукта. Фильм радует разнообразием локаций и полётом фантазии с точки зрения дизайнов окружения, всяких разных монстров и костюмов. До видеоигры Eidos Montreal далеко, конечно, но направление создатели выбрали определённо верное. Экшена много, поставлено всё адекватно, мыльный графоний в глаза не лезет.
В целом «Стражи Галактики 3» – достаточно достойный способ завершить историю Звёздного лорда и его команды. Да, есть лишние вещи и нарративные шероховатости. Но в целом фильм умудряется развлекать годным экшеном и юмором, а также выдавать душераздирающие сцены, от которых прослезится почти любой зритель. Это было колоритное и особенное приключение в кругу друзей, за которое Джеймсу Ганну и актёрской команде хочется сказать большое спасибо. И если даже просто неплохой летний экшен ТАК СИЛЬНО выделяется на фоне всего, что выпускает Marvel, то Кевину Файги и его начальству стоит увольняться к чёртовой матери по причине профнепригодности.
Автор: Павел Широков