Один из пяти оставшихся открытыми погранпунктов на границе Финляндии с Россией — «Вартиус» — временно закрыт и перегружен. Об этом пишет финское издание Yle (заблокировано в РФ).
За субботу, 18 ноября, туда прибыли около 70 человек, которые просили убежища. В основном это беженцы из Сирии, Ирака и Сомали. По данным издания, Вооруженные силы Финляндии прибыли на КПП для оказания помощи пограничникам, возводящим там временный барьер. По словам начальника пункта, сейчас рядом с погранпереходом скопились мигранты, которых «Россия выталкивает на территорию Финляндии». «Вартиус» находится в 900 километрах от закрытого пункта «Ниирала» и является ближайшим к нему.
С точки зрения торговли тоже все станет сложнее. Велика ли вероятность того, что финская политика по закрытию КПП будет продолжена странами Евросоюза? И как это может отразиться на логистическом трафике? Комментирует генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Эта тема уже начала педалироваться где-то весной-летом. Говорили, что и Польша закроет границы, и Литва, в общем-то, что все страны закроют границы. При этом я бы хотел отметить, что торговый оборот с Европейским союзом, я сейчас не выделяю конкретные страны, все равно составляет достаточно существенный объем даже в текущих условиях, даже при серьезном падении. По статистике, за десять месяцев мы наторговали 27 млрд долларов в импорте и где-то около 23-24 млрд в экспорте. Европейский союз, несмотря на то что уступил первенство по торговому обороту Китаю, и это понятно в текущих условиях, все равно остался вторым торговым партнером для России. Поэтому, на мой взгляд, такое перекрытие границ, полностью перерубание всех товарно-транспортных маршрутов торговых отношений в данном случае ни Европейскому союзу, ни нам не выгодно. Да, это укладывается в общую канву недружественных, скажем так, пассажей, что со стороны Европейского союза, что со стороны наших властей. Но цифры говорят о другом, они говорят о том, что мы все равно продолжаем торговать, мы поставляем на экспорт товары странам Европейского союза, страны Европейского союза торгуют с Россией. Да, пусть ограниченной номенклатурой, которая не входит в санкционный регламент, а то, что входит, поступает на территорию РФ через транзитные страны, то есть торговля идет. Перерубание этих товарно-транспортных коридоров в странах Прибалтики или Польши ударит и по ним тоже, и притом ударит серьезно. Возможно, риторика будет жесткая, и будут заявления о том, что мы сейчас последуем примеру Финляндии и тоже все перекроем, но, на мой взгляд, это все-таки будут исключительно словесные интервенции. Финляндия закрывает, потому что в самой Финляндии очень сильно упал торговый оборот после прекращения контейнерного сообщения через Котку (после введения санкций), почти на 80%. С европейскими странами тоже, но Финляндия никогда не была главным европейским партнером, для нас главными европейскими партнерами были страны Бенилюкса, Германия, Италия, Польша. Поэтому, на мой взгляд, это всего лишь спекуляция, что мы так же поступим, мы сейчас перерубим. Но если это случится — будут, безусловно, найдены альтернативные маршруты. Да, более долгие, более сложные, с перегрузками и прочим. Это, естественно, удорожит поставку товаров, повысит их стоимость на внутреннем рынке, но бизнес найдет выход — так всегда было и так будет, ничего не помешает».
С субботы, 18 ноября, не работают КПП «Торфяновка», «Брусничное», «Светогорск» и «Вяртсиля». Три из них находятся в Ленинградской области, один — в Карелии. Они закрыты как минимум до 18 февраля 2024 года.
В пятницу, 17 ноября, появилась информация о том, что на пропускном пункте «Вяртсиля» финские пограничники применили газ против 30 человек. Они пытались пересечь границу пешком и на велосипедах.