Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Убить Фрейда» — прелестная комедия о психоанализе

Афиша фильма
Афиша фильма

«УБИТЬ ФРЕЙДА»
(INCONSCIENTES, 2004, РЕЖ. ХОАКИН ОРИСТРЕЛЬ). Imdb 7.2

Испания, Германия, Италия, Португалия

СЮЖЕТ:
1913 год. Барселонский психиатр и ярый приверженец прогресса, становится ярым приверженцем революционного нового движения Зигмунда Фрейда. Накануне ожидаемого приезда Фрейда в Испанию неожиданно исчезает его помощник и муж одной из его дочерей. Ключ к разгадке начинают искать в психоаналитических сессиях пропавшего психоаналитика и фрейдиста.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

О ЧЁМ:
Увлекательная, смешная и остроумная комедия, основанная на переосмыслении (некоей критике, если угодно) основных работ Отца Психоанализа.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

КОМУ:
Могу посоветовать всем, кому набила оскомину стандартная голливудская продукция и туповатый молодежный юмор. Прекрасный образец легкого / но умного, смешного / но не вульгарного кино. Да, психологам, психоаналитикам и прочим причастным — смотреть обязательно, для вас там будет дополнительно масса тонких и ироничных фишек, которые заметят лишь знакомые с работами Фрейда.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

ЗАЧЕМ:
Во первых — это красиво. Во вторых — после этого фильма у вас будет хорошее настроение. Возможно, что вы дополнительно поразмышляете о психоанализе как научной дисциплине.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

ПОДРОБНЕЕ:
Испанский сценарист и режиссер Хоакин Ористрель неоднократно брал престижные европейские фестивали за лучшие и оригинальные сценарии, например «Эффект бабочки» (1995) и «Опасности любви» (1996, с Пенелопой Круз), но как режиссер только с этим фильмом смог получить полновестный англоязычный (а значит — и мировой) прокат. И этот фильм я очень люблю. За головокружительный сценарий, за деликатный, тонкий и умный юмор, за блестящие диалоги и великолепную игру всех актеров (фантастически играет Леонор Уотлинг, знакомая нам по фильму Альмадовара «Поговори с ней»). Я много раз его пересмтривал и на видеокассете и dvd-диске, а сейчас посмотрел еще раз и по прежнему получил удовольствие и тепло. Думаю, к этому фильму у меня такое же отношение, как у некоторых к «Покровским воротам» или «Здравствуйте, я ваша тетя». Возможно я чересчур субъективно отношусь к этому фильму, но все, кому я его показывал — были в полном восторге.

«Убить Фрейда» — достаточно смелое название для русскоязычного проката, в оригинале он называется «Бессознательное» (inconscientes). Но в данном случае такое название нахожу уместным (не так легко заставить себя посмотреть испанское кино неизвестного режиссера с названием «Бессознательное», другое дело — провокационное «Убить Фрейда»).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Немного рецензий из сети:
***

«Это комедия — ироничная, забавная, умная. Наш герой — квинтэссенция фрейдистского учения. Он является сгустком бессознательных, табуированных или подавленных влечений, которые выводит из бессознательного на более осознанный уровень и реализует. Вот такой портретик и получается, полный фрейдистский список, вплоть до инцеста!
Сюжет у фильма — детективный. Действо начинается с того, что расстроенный Леон сбегает из дома и исчезает в неизвестном направлении, ничего не объяснив своей беременной жене Альме.
Альма — весьма искушенная в психотерапии дама. Ведь она является одновременно дочерью местного психотерапевтического светилы и женой перспективного начинающего психотерапевта. К тому же она активна, чувственна, начитана и несколько эксцентрична. Все эти качества не позволяют ей сидеть сложа руки, и Альма бросается на поиски мужа, затеяв самое настоящее детективное расследование. …»

***

«1913 год — год изобретения нержавеющей стали, первого удачного прыжка с парашютом, безграничной веры в прогресс и повсеместного толкования сновидений. В Барселоне, куда с лекцией об инцесте вот-вот должен прибыть Фрейд, пропал и, возможно, убит молодой красавец-психиатр. Пропажу расследуют его жена, взбалмошная прогрессивная милашка, с минуты на минуту готовая родить (Уотлинг), и импозантный свояк (Тосар) — также психиатр, автор работы «Эмоция как гормональное расстройство», изучающий на досуге бокс, страдающий от того, что у него слишком большой член, и, конечно, многие годы тайно влюбленный в героиню Уотлинг.
В фильме каталонского хулигана Ористреля — писателя по первой профессии и энтузиаста смешливой, сугубо испанской, разновидности полуфилософского похабства (более всего знаменит фильмом «Между ног», сделанным по его повести) — царит нарядная старомодная суета, какая бывает в немой кинохронике или в фильмах Игоря Масленникова про Шерлока Холмса. Револьвер тут грохает над ухом дурацкой хлопушкой, пионерки лесби-культуры хвастают знакомством с Коко и Гертрудой, корпулентный Алоис Альцгеймер на радость детворе чешет затылок, запамятовав тему собственного выступления, а в финале с потолка падет люстра. Глупости и непристойности здесь в избытке (феноменальные бакенбарды главного героя определенно проходят по обоим ведомствам сразу), но в целом это фильм о том, как очаровательны заблуждения. Про наивный, самонадеянный, очень целомудренный мир, жители которого уверены, что дальше все будет очень хорошо — а на самом деле будет Гражданская война и генерал Франко.

***

«Очаровательная нескучная комедия о сбежавшем испанском психоаналитике, которого ищут его влюбленные друг в друга беременная жена и свояк.
В центре фильма — любовь деятельной маленькой феминистки, разговаривающей цитатами из романов, и ее насупленного медведеобразного спутника, обладателя трех выдающихся вещей: бакенбард, пениса и диссертации на тему „Эмоции как гормональное расстройство“. Их трогательный, но несколько скандальный (феминистка на сносях, а медведеобразный — муж ее сестры) роман вплетен в детективное расследование четырех историй болезни, оставленных загадочно исчезнувшим мужем главной героини. Документы приводят эксцентричную парочку в мир истерии, гипноза, наркотиков и сексуальных экспериментов, из которого они выбираются переродившимися и готовыми начать жить заново. Выясняется, что психоанализ способен как разрушить жизнь, так и сделать ее ощутимо приятнее.»
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Еще?

КИНОкоШКА: «Ровно в полдень» — время мужественных мужчин и женственных женщин
Скифская площадь1 октября 2023
КИНОкоШКА: Счастливое число Слевина — неонуар, ирония и катарсис
Скифская площадь12 сентября 2023
КИНОкоШКА: «Дикие истории» — в каждом спит зверь
Скифская площадь13 августа 2023