Найти тему

Все зависит от нас с вами

Беседа с доктором церковной истории, профессором Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым состоялась в один из его приездов в Серафимо-Дивеевский монастырь. Сейчас, после его кончины, сказанные им простые и мудрые слова воспринимаются как напутствие нам.

Чему нас учит наследие святых отцов, которое вы изучаете?

Все сводится к одному вопросу: как спастись именно тебе. Я пришел к отцам после изучения многих философов, труды которых читал с четырнадцати лет. Искал мудрость, много книг прочитал, но не нашел ее полноты, пока Господь через отца Иоанна (Крестьянкина) не привел меня к изучению святых отцов. У них я получаю ответы на все свои вопросы. У них может не быть готовых ответов на нынешние проблемы, но главное – поймать их подход к решению жизненных проблем. Я думаю, главное заключается в том, как отцы подходят к решению той или иной проблемы. Вот это «как» позволяет разрешать и наши вопросы, которых, может быть, отцы не касались. Они жили Священным Писанием, они постоянно устремлялись к святости и богоподобию, и это является необходимым условием решения любых проблем.

Мы можем быть похожими на отцов первых веков христианства? Батюшка Серафим говорил, что нам только не хватает решимости быть, как они.

Время, в которое они жили, было другое, отличается от нынешнего, но человек мало изменился: страсти остались те же. Конечно, с печалью можно констатировать, что современный мир дехристианизировался, люди не знают, Кто такой Бог. На Западе проводили опрос: что такое Рождество, и только маленький процент смог сказать, что это – праздник. Вот апостасия, отступление от веры, и лишает человека решимости.

На самом деле то, что невозможно человеку –возможно Богу. Жить по Богу тяжело, но и по собственной воле тоже нелегко, когда любишь себя не как образ Божий, а как телесный организм, и живешь так, чтобы тебе было приятно. Для того, чтобы воля Божия действовала в нас, мы должны уподобляться Богу, но мы уподобляемся скотам. И наша решимость есть, спать, плясать на дискотеке, пить спиртное, употреблять наркотики двигает нас в противоположную от Бога сторону. Конечно же, живя в этом мире, мы не можем избежать непрестанных житейских попечений, но они не должны разрывать нашу связь с Богом. Лишь такая вертикальная связь придает смысл и значение нашим горизонтальным деяниям в земном бытии.

Как не допустить распространения зла, которого так много в мире?

Надо молиться и подвизаться. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» – это не просто красивая фраза, это действительно так. Спасение мира зависит от каждого из нас. Зло остановить должен каждый в себе. Пока каждый пребывает в Церкви, которую врата ада не одолеют, мы останавливаем зло и даже переходим в наступление.

Человек каждый день делает этот выбор между добром и злом, между путем, который ведет к спасению, и тем, который ведет к духовной смерти, к аду?

Поленился, не встал на молитву – это уже решение. То есть каждый наш поступок –это всегда выбор между злом и добром и в итоге ведет нас или к спасению, или к смерти.

Проблема – современное понятие. Откуда у нас столько проблем?

Как историк могу сказать, что проблемы были всегда. Может, информированность была другая, и от этого казалось, что проблем меньше, чем сейчас. Другой вопрос: действительно ли то, что мы считаем проблемами, являются таковыми? Моя мама вспоминала 41-й год, что после 22 июня, когда объявили войну, все проблемы, которые казались очень важными, отошли на второй план и уже не были существенными. У нас отсутствует иерархия проблем, поэтому нам кажется, что их так много. А главная проблема – как спастись.

Какую мысль святых отцов вы сейчас особенно бы выделили?

Меня последнее время отцы постоянно заставляют думать о смиренномудрии. Стяжание смиренномудрия открывает путь к Божией мудрости, а гордыня сразу же этот путь закрывает.

В чем человеческое счастье?

Я считаю, что в поисках Бога, Его воли. Мы должны служить Богу, без этого нет счастья, потому что становишься рабом греха и страстей. У каждого свое дело ради Господа, это служение становится стержнем нашего бытия, только бы не подменить служение Богу служением своим страстям.