Обзор фильма «Гардемарины 1787. Вoйна». Часть 3.
Итак, поручик Горин дал леща паникёру Корсаку и принялся наводить порядок вместо боцмана и капитана. Хорошо, что на шум явились вышеупомянутые лица и помешали матросам поинтересоваться у Горина, а какого, собственно, черта он ими командует. Он же вроде поп.
Когда Шурка передал де Ломбарди приказ Мордвинова, мичман под давлением команды решил помочь Суворову и (боже, дай мне сил) высадить свой десант на Кинбурнскую косу, напоследок какого-то черта обозвав своих матросов гардемаринами. Гардемарины – это воспитанники навигацкой школы, которые знали штурманскую науку и артиллерийскую стрельбу. При выпуске они получали звание мичмана и таким образом могли командовать матросами. Где это де Ломбарди умудрился набрать на свою галеру столько воспитанников Морского шляхетского корпуса?
Но с другой стороны, тогда понятно, чего они все время в треуголках ходят. Раз гардемарины – имеют полное право. Но тогда следующий вопрос – а почему у них мундиры отняли?
Сколько там матросов на «Десне»? Сорок? Пятьдесят? И все они сели в три лодки и поплыли десантироваться на косу, где к тому времени было пять тысяч турок. Чтобы прикрыть десант, капитан «Десны» распорядился устроить дымовую завесу и понатыкать по всему кораблю и шлюпкам чадящие факелы, которые чуть не подожгли всю оснастку судна.
Вопрос к Дружининой: зачем это было сделано?
1. Как мы помним, у Кинбурнской косы крутилась турецкая эскадра, поэтому галеру просто расстреляли бы, как и шлюпки.
2. Видимость была преотличная, а дым хорошо сдувался ветром. Десант на виду у турок и под обстрелом их пушек – по-моему, это слишком даже для вас.
3. Какой смысл десантировать 40 матросов на 5 тысяч турок, вооруженных пушками, гранатами, ружьями, саблями? Мне это тоже считать «художественным допущением»?
5. Какой смысл десантировать на всю вышеописанную красоту 40 безоружных матросов? Светлана Дружинина, вы своим матросам оружие забыли дать, они у вас с одними ножами на турок полезли. Без пушек, гранат, ружей, сабель. Ну что за дичь!..
6. А ничего, что реальный мичман (уже лейтенант) де Ломбарди в это время был в составе эскадры и весь месяц постоянно тревожил турок, притворяясь брандером и наводя на них шороху? В Кинбурнской баталии он не участвовал, потому что осознавал, что его крошечной галере там просто нечего делать – утопят и не заметят. Причем если не свои, так чужие: Кинбурнская крепость тоже не стояла без дела, отрявкиваясь от турок ядрами в меру своей возможности.
Я тут дополню, что служба отважного мальтийца русскому флоту продлилась ещё только два дня. 3 октября он получил приказ от исходящего к нему белой завистью Мордвинова выполнить заведомо невыполнимое задание, был взят в плен и увезен в турецкий каземат. Его судьбой занялись лично Екатерина и Потемкин, однако, пока шли переговоры, лейтенанта спасли его друзья. Он снова вернулся на службу, но тюрьма подорвала его здоровье, и уже в 1791 году храбреца не стало. Узнав от него подробности пленения, Потемкин страшно разозлился на Мордвинова и в 1790 году выкинул его с флота. Вернуться на флот Мордвинову удалось только при императоре Павле. Однако уже в 1797 Павел, разобравшись в его истинном характере, тоже вытолкал дружка взашей. Русский флот от этого только выиграл: на его горизонте всходила яркая звезда Федора Ушакова.
7. А куда у вас после высадки десанта девалась галера «Десна»? В фильме она довела шлюпки до берега и куда-то растворилась.
Впрочем, для десанта шлюпкам ещё надо доплыть до берега, и они плывут. Долго плывут. Ставлю вам пока подходящую картинку и перехожу к следующему эпизоду.
На четвертой шлюпке от корабля отплыла Саша Белова с каким-то предателем, служащим Мордвинову.
Предатель увидал все происходящее, и решил доложить вице-адмиралу, что де Ломбарди сошел с ума (а как это ещё называть?). Поскольку Саша пыталась его удержать, он чуть не выкинул ее из лодки. И тогда Саша подкупила его своей фамильной брошкой, которая всем уже насточертела. Предатель смилостивился, оставил свидетеля своих черных дел в живых, а сам выпрыгнул из лодки и отправился к Мордвинову вплавь.
Саша же так и осталась сидеть в шлюпке под ядрами, поскольку грести она не умеет.
Еще один Джендри Баратеон на нашу голову…
После описания "подвига" де Ломбарди, из которого сделали полного идиота, переходим к Суворову. Крепитесь.
Генерал-аншеф ещё сидит в церкви. Пушки палят, церковь подпалили, все выскочили и принялись тушить всем миром: кто водой из ведра, кто водой из туфельки, хор мальчиков крестный ход затеял – все стараются.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Даже мусульманка попыталась ведро взять, чтобы помочь, но у нее за это ядром ребенка убило. Светлана Дружинина, вы не хотите этот художественный момент в своем фильме объяснить? Я бы с интересом послушала.
А русский десант все плывет…
Турки выкопали на берегу траншеи, натаскали пушек, ядер, сделали вылазку и утащили часть наших пушек.
К этому времени Суворов достаточно намолился, чтобы возглавить атаку. Однако, когда он скакал впереди всего войска один на белом коне, конь посреди галопа зачем-то решил встать на дыбы и лошадке единственным прилетевшим ядром оторвало голову.
Турки до этого сильно интересовались русским пашой, который скакал к ним в руки, громко бренча орденами, но, увидев произошедшее, сказали: «Ядро попало лошади в голову, Суворов мертв», – и потеряли весь интерес.
Я правильно поняла – турки решили, что лошадь зовут Суворовым? Или как это понимать? Вон Клим Жуков рассказывал, что однажды во время сражения ядро поразило всех лошадей в целой шеренге, но при этом все всадники не получили ни царапины. Так где тут логика тогда? Почему Суворов непременно должен был умереть, раз его лошади голову оторвало?
Почему турки не отправились всей толпой раздеть тело генерал-аншефа, который поддался всеобщему веянию и везде ходит с полным набором бриллиантовых орденов? Даже в атаку с ними поскакал, хотя в жизни был весьма скромным человеком.
Вот вам картина "Спасение генерал-аншефа А. В. Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года". Никакого бриллиантового иконостаса на груди Суворова.
Суворов полежал, потом ополоснулся в море, а далее его нашел гренадер Степан Новиков (тот самый гигант гренадер, который в исторической реальности в рукопашном бою отбил у турок своего генерал-аншефа и устрашил врагов своим видом настолько, что они позорно бежали), уже заранее увешанный орденами за свой подвиг, помог промыть раны и притащил в расположение русского лагеря.
Там Суворов возлег на кушетку и далее только руководил окружающими, хотя в исторической реальности его удалось отловить и уложить в постель только после того, как он возглавил вторую атаку и вытеснил турок с Кинбурнской косы в море, получив при этом вторую рану. Но и лежа Суворов настрочил Потемкину и прочим кучу реляций, чтобы не забыли наградить отличившихся солдат.
Однако у нас художественный фильм Дружининой, поэтому Кинбурнскую баталию будут выигрывать гардемарины.
А десант всё плывет…
Поручик Горин с Корсаком-старшим все же добирается до Суворова и сообщает ему обстановку.
Своим появлением он словно заражает генерал-аншефа безумием лейтенанта де Ломбарди, и тот начинает городить нечто невообразимое. Для второй атаки на турок Суворову становятся жизненно необходимы не резервы, не пушки, не конница, а сигнал к атаке. И подать его надо, взорвав пороховой погреб у турок. То есть снова плыть на Кинбурнскую косу, пробираться сквозь 15 траншей до охраняемого склада...
«А может, не надо…» – начинает Горин, но Суворов хватает его за шею и лихорадочно шепчет в нос: «Нет! Без сигнала никак! Выполнять!»
А десант все плывет…
Мне вообще стоит продолжать дальше?
Предыдущее:
Продолжение:
Партнеры: