Облако терминов, понятий и цитат.
АВЕРСИЯ /от франц. aversion – отвращение/, чувство антипатии к сексуальному партнеру; психологическая реакция на негативные особенности его личности, либо на травмирующее поведение.
А. варьирует от бытовой неприязни до чувства непреодолимого отвращения, делающего невозможным физическую близость. К числу причин, вызывающих А., относятся различные физиологические факторы (запах изо рта, потливость и т.п.); психологические травмы (алкоголизм, грубость, измена) и др. Нередко лежит в основе дисгармонии сексуальных отношений.
«Сексуапьная аверсия. Чувство полового отвращения к партнеру является одним из самых тяжелых сексуальных расстройств, ведущих к разрушению брака. Трудно сказать, насколько широко оно распространено, так как за помощью к специалистам обращается лишь часть партнеров, большинство же таких женщин по мере нарастания расстройства начинают избегать супруга, что в конце концов приводит к разводу или постоянной сепарации. Для обеих сторон ситуация становится трудновыносимой. Лицо, испытывающее отвращение к партнеру, может негативно воспринимать все виды прикосновений. У других чувство отвращения ограничивается лишь сексуальными раздражителями при попытках близости (осязательными, обонятельными, зрительными и т.п.). При более сильных формах расстройства резко негативные ощущения наблюдаются не только при непосредственном прикосновении партнера, но даже при одной мысли о таком прикосновении или о самом партнере. Отсюда – раздельный сон, переход в другую комнату и, наконец, выезд из квартиры.
Сексуальная аверсия – постепенно нарастающее расстройство, характеризующееся постоянством процесса. Однако она может возникнуть и внезапно как реакция на раскрывшуюся измену партнера. Подобное возникновение отвращения, его скоротечное развитие, а также периодическое усиление и ослабление часто наблюдаются у истеричных лиц, которые в такой форме демонстрируют изменчивость своих отношений и чувств к партнеру либо стараются оказать на него психологический нажим». З.Лев-Старович. Нетипичный секс.
«В Петербурге, только что остановился поезд и она вышла, первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо мужа. „Ах, боже мой! отчего у него стали такие уши?“ – подумала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы». Л. Толстой. Анна Каренина.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ /англ. Ambivalence; от лат. ambo – оба и valentia – сила/, раздвоенность психосексуальных переживаний; то же, что унисекс (2).
Выражается в наличии у субъекта противоположных чувств и суждений по поводу одного и того же лица, события, явления. Классический пример А. имеется в трагедии У. Шекспира «Отелло», главный герой которой одновременно испытывает любовь и ненависть к своей жене Дездемоне.
«Да! Ненавижу и все же люблю!
Как возможно, ты спросишь?
Не объясню я.
Но так чувствую, смертно томясь». Катулл (I в. до н.э.). Перевод А.Н. Пиотровского.
Термин А. в 1910 ввел в оборот швейц. психиатр О. Блейлер, который считал стойкую А. одним из симптомов шизофрении.
«В московских глянцевых журналах был большой спрос на эту амбивалентность…» В. Пелевин. Generation «П».
«Тобой протянутую руку
Боюсь в ладонях задержать.
Боюсь, испытывая муку,
И слишком быстро отпускать.
И вновь тайком из странствий дальних
К тебе, единственной стремлюсь,
Боюсь я глаз твоих печальных,
Но и веселых глаз – боюсь.
Боюсь, когда сидишь весь вечер
Ты одинешенька – одна
Боюсь, с другим тебя замечу
Подумаю что не верна.
Боюсь: не все во мне ты видишь,
Боюсь: все видишь без труда,
Боюсь, что скоро замуж выйдешь,
Боюсь, не выйдешь никогда.
Боюсь я, слишком осторожный,
Тебя по имени назвать,
И боязно, что останешься
Ты безымянною опять». Р. Гамзатов.
ИНТРОВЕРСИЯ /англ. Introversion; от лат. intro – внутрь и verto – поворачиваю, обращаю/ (интроверзия), психологическая установка личности, ориентированная на внутренний мир, размышления, переживания, в т.ч. сексуальные. Ср. Экстраверсия.
«Но анализ обнаруживает. что у таких больных тем не менее вовсе не утрачено эротическое отношение к людям и предметам, оно сохранено у них в области фантазии, т.е. с одной стороны, реальные объекты заменяются и смешиваются у них с воображаемыми образами, с другой стороны, они не делают никаких усилий для реального достижения своих целей, т.е. для действительного обладания объектами. Только для этих состояний либидо и следует сохранить употребляемое Jung’ом без строгого различения выражение: интроверзия либидо». З.Фрейд. О нарцизме.
Интровертированный (-ая; -ое) – функционально свойственный или присущий И.
«Интровертированный человек еще не невротик, но он находится в неустойчивом положении; при ближайшем изменении соотношения сил у него должны развиться симптомы, если он не найдет других выходов для накопившегося у него либидо». З.Фрейд. Введение в психоанализ.
ТЕМПЕРАМЕНТ /англ. Temperament; от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей/, 1) характеристика индивида с точки зрения динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний); то же, что натура (1).
Проявляется в общей активности, моторике и эмоциональности индивида. Согласно Гиппократу, принято выделять четыре типа Т. человека: 1) сангвиники – уравновешенные, оптимистичные люди, легко относящиеся к житейским проблемам; 2) холерики – лица, склонные к импульсивному поведению и эмоциональным срывам; 3) флегматики – лица с заторможенными реакциями и сдержанным проявлением чувств; 4) меланхолики – неуверенные в себе, постоянно сомневающиеся люди.
«Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида». С.Рубинштейн. Основы общей психологии.
Херлуф Бидструп. Темпераменты.
«Разумеется, с другими, например, с Верою Павловною, не годилось вести дело так медленно. Но каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью». Н.Чернышевский. Что делать?
2) /разг./ (прыть) определенный уровень активности половой; то же, что пыл.
«Да, любит настолько, насколько ей в ее годы и при ее темпераменте нужен мужчина». А.Чехов. Дуэль.
«Имеем ли право любить?
Имеем ли общие цели?
Быть может, случайная прыть
Связала нас на две недели.
Потом я чертил в тишине
По милому бюсту орнамент,
А Алла нагнулась ко мне:
«Большой ли у вас темперамент?» Саша Черный. Прекрасный Иосиф.
Темпераментный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Т.
«…научные работницы, должно быть, очень темпераментны, потому что ведут сидячий образ жизни и кровь у них застаивается в малом тазу». Ю.Поляков. Апофегей.
ХАРАКТЕР /от греч. charakter – отличительная черта, признак/ (натура 1; нрав), индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающим, в т. ч. в пол. сфере. См. Женственность; Мужественность.
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота». А.Н.Толстой. Русский характер.
«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там». Н.Гоголь. Вий.
ЭКСТРАВЕРСИЯ /англ. Extraversion; от лат. extra – сверх, вне и verto – поворачиваю, обращаю/ (экстраверзия), психологическая установка личности, направленная на внешние переживания и впечатления, в т.ч. сексуальные. Ср. Интроверсия.
“…говоря языком Юнга – экстраверсия преобладала над интраверсией». З.Ненацкий. Соблазнитель.
Экстравертированный (-ая; -ое) (экстраверт; экстравертивный) – присущий или свойственный Э.
«Так называемый интравертированный тип гораздо более склонен сосредотачиваться на внутреннем и малом кругах, чем противоположный ему тип экстравертированный». В.Леви. Искусство быть собой.
«Ведь «экстра» значит наружу, «верт» – обращенный. У экстравертов интересы, эмоции больше направлены на других людей, чем на себя. Они общительны, легко сходятся с людьми. Основная часть их переживаний – не собственная духовная жизнь, а жизнь других людей. Порой даже посторонних или мало знакомых. Им постоянно нужны новые впечатления. Только в таком режиме их нервная система работает нормально. Им скучно наедине с собой. Некомфортно, если нет собеседников, точнее, слушателей. Они не самодостаточны, зависимы от других. Часто болтун оказывается необязательным человеком. И не по злобе. Ведь болтая, он обещает больше, чем может сделать. Но он не обманывает, он сам обольщается на свой счет. Это человек настроения. Если он обладает хорошей моторной памятью, то она у него будет засорена множеством фактов и цитат. И он с удовольствием «выдает» их слушателям. Причем зачастую ему все равно, слушают его или нет». Н.Баратова. Мужские особи: виды и подвиды.
***
Ознакомительный фрагмент. Полностью книга Alexander Sosnovsky-Baubo. АБеВеГа ЛЮБВИ представлена на платформе издательства ЛитРес.
Самое полное собрание доказательств любви за последние полтора миллиона лет. Содержит ок. двух с половиной тысяч статей по различным областям науки, истории, мифологии, культуры, семейно-брачных отношений, искусства, сексологии, бытовой лексики и др., так или иначе связанных с половой жизнью человека.