Найти тему

Символика алтарного Престола

Мои дорогие, я продолжаю знакомить вас с глубоким значением всего, что находится в святая святых православного храма – в алтаре. Сегодня наша беседа посвящена Престолу, где во время Божественной Литургии пребывает Спаситель.

Именно поэтому так называется большой высокий стол на четырех ножках, расположенный прямо напротив Царских врат и, когда они раскрыты, хорошо видимый прихожанам. В разные моменты богослужения он символизирует Престол Триединого Бога, а также Гроб Господень и Самого Спасителя, Тело Которого в виде Святых Даров пребывает на Престоле.

Под столешницей Престола, по древней традиции, находится ковчежец для частицы святых мощей. Ковчег с частицей честных мощей мучеников помещают в Престол при его великом освящении, которое совершает архиерей.

Это делается в память о первых христианах, служивших Литургию над мощами пострадавших за веру мучеников. Также это напоминает нам о словах из Апокалипсиса, где упоминается, что под Жертвенником Божиим в Царствии Небесном пребывают души убиенных за Христа.

Первоначально Престол называли «трапезой» - в знак того, что на нем пребывают Святые Дары. При освящении Престола из алтаря удаляются все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Смысл перенесения того, что подвержено движению подчеркивает, что неподвижный Престол является символом вечности Нерушимого Бога. После освящения Престола, все предметы, которые были вынесены, вновь возвращаются в алтарь.

Освящение Престола, совершаемое при великом освящении храма - сложное, торжественное действо, глубокий символизм которого поражает своей многогранностью. Архиерей кропит Престол святой водой, поливает горячим воскомастихом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана. Это напоминает нам о благовониях, которыми помазали тело Спасителя при погребении. Освящаемый Престол также омывают розовой водой, смешанной с красным вином (в память о крови Спасителя), и помазывают святым миром. Затем Престол торжественно, с чтением особых молитв и окроплением святой водой покрывают облачением, которое полностью скрывает его.

Это облачение состоит из катасарки (срачицы) – особо освященной белой нижней рубашки, символизирующей Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при положении во Гроб. Этим белым облачением Престол покрывается полностью, до самого основания. Далее он опоясывается вервием – длинной веревкой, символизирующей путы, которыми был связан Иисус Христос. В зависимости от того, кто освящает храм, форма опоясывания Престола разная: если епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; если же храм освящается по благословению епископа священником – вервие образует как бы пояс в верхней части Престола.

Затем Престол покрывается индитией – богато украшенным покрывалом, символизирующим собой царственную славу Спасителя как Сына Божия. Архиерей, освящающий храм, до покрытия престола индитией облачен в белую одежду (срачицу), символизирующую погребальную Плащаницу. Когда же Престол покрывают индитией, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске архиерейских облачений, символизирующих одежды Небесного Царя.

Прикасаться к Престолу и предметам, которые на нем находятся, разрешается только духовенству.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь