(Дети Замолксиса. Часть 11. Эпизод 2)
Главным нашим источником по истории гетов этого периода является Страбон. Он пишет: «Древнюю историю гетов оставим в стороне; что же касается событий, относящихся к нашему времени, то они приблизительно следующие. Беребиста, гет, достиг верховной власти над своим племенем. Ему удалось возродить свой народ, изнуренный длительными войнами, и настолько возвысить его путем физических упражнений, воздержания и повиновения его приказам, что за несколько лет он основал великую державу и подчинил гетам большую часть соседних племен. Он стал внушать страх даже римлянам, так как безбоязненно переходил Истр, разоряя Фракию вплоть до Македонии и Иллирии; он опустошил также страну кельтов, смешавшихся с фракийцами и иллирийцами, а бойев, бывших под властью Критасира, и таврисков совершенно уничтожил» (VII. 2, 11). Чуть ниже (VII. 2, 13) Страбон добавляет, что «геты и дакийцы» могли выставить войско в 200 тысяч воинов.
Страбона также привлекла проблема происхождения этнонима даков: «Существует и другое деление этой страны, сохранившееся с древних времен: одних жителей ее называют дакийцами, а других гетами; гетами —тех, что обращены к Понту и на восток, а дакийцами — обращенных в противоположную сторону, к Германии и к истокам Истра. Дакийцы, как я думаю, в древности назывались давами. Отсюда происходят имена рабов Гета и Дав, бывшие в ходу в Аттике. Это более правдоподобно, чем производить название Дав от скифов, которых зовут даями, так как они живут далеко около Гиркании, и невероятно, чтобы оттуда ввозили рабов в Аттику» (VII. 2, 12). Нас эта тема тоже интересует, поскольку существует мнение, что этноним «даки» в действительности происходит от кочевников дахов/дайев. Безусловно можно предполагать, что какая-то группа кочевников ушла в Карпаты, однако, как мы видели в прежних частях этого цикла, следов такой миграции и участия дахов в этногенезе даков археологи не отметили. Скифы сыграли большую роль в истории сложения этого народа, но вот миграции дахов или каких-то других кочевников из Приуралья и Средней Азии в данном случае не просматриваются. Тут же следует упомянуть и проблему названия столицы Буребисты, о которой будет еще сказано ниже. В этом названии усматривают объединение слов «сарматы» и «геты». Сарматы будут жить в непосредственной близости от даков, но позднее. Для даков времен основания этого города это был весьма далекий народ. Поэтому вряд ли их этноним мог найти отражение в названии царской резиденции. Археология также не усматривает сарматского присутствия в этом регионе в данное время.
Исследователи часто с доверием относятся к версии, что даки раньше назывались давами. Этот этноним они сравнивают с фригийскими и иллирийским корнями и словами, связанными с волком. Очень подробно об этом писал Мирча Элиаде в своем трактате «От Залмоксиса до Чингизхана». Это безусловно может быть так, но следует помнить, что сам Страбон всего лишь выдвинул предположение, а рабы Давы могли получать свои прозвища в честь какого-то другого племени, не связанного с даками и гетами, или же это могло быть популярное среди гетов простонародное имя. Тем более, что сами даки, по всей видимости, выделились из числа гетов достаточно поздно.
Слова древнего географа о «возрождении» своего народа указывают, что перед этим был некий период упадка. Остается лишь сожалеть о том, что он решил «оставить в стороне» древнюю историю гетов. Остается лишь надеяться, что, хотя бы частично мы сумели верно передать суть тех процессов, что происходили в их среде. Одной из причин упадка гетского могущества называется пьянство. Справиться с этим Буребисте удалось благодаря помощи жреца или пророка Декенея: «Чтобы удержать племя в повиновении, он обратился за помощью к колдуну Декенею,52 который странствовал по Египту и научился узнавать некоторые предзнаменования, и по ним объявлял волю богов. Вскоре его провозгласили богом, как я уже упомянул, говоря о Замолксии. Доказательством полного повиновения гетов его приказаниям является то, что они позволили убедить себя вырубить виноградную лозу и жить без вина» (VII. 2, 11).
Другой причиной упадка можно предполагать междоусобицы гетских племен. Скорее всего, само возвышение Буребисты стало итогом очередной вспышки таких разборок. Советские археологи Г.Б. Федоров и Л.Л. Полевой отмечали, что многочисленные клады монет 80-70-х гг. и следы пожаров на таких поселениях, как Попешти, Зимнича, Пескул-Кресань и др., прекративших свое существование в это время, указывают на то, что возвышение нашего героя встречало серьезное сопротивление.
Вопреки указаниям на военно-политический упадок, археологи отмечают, что к моменту объединения племена будущей Дакии переживали определенный экономический подъем – развивались металлургия, ремесленное производство, торговля, чеканилась местная монета. Возникают новые поселения – ремесленные и торговые центры, типа кельтских оппидумов. На основании нумизматических материалов выделяются 4 племенных объединения: 1. монетный тип Аниноаса - Добрешть, распространенный в юго-западной части Карпато-Дунайских земель, между Дунаем, р. Олт и Карпатскими горами; 2. Рэдулешть - Петеля - Герелуш, находки которых сконцентрированы в центральной части Карпатского плато, в долинах рек Муреш и Тырнава-Маре; 3. Тип Выртешу - Бухарест – между Карпатскими горами и Дунаем и реками Яломицей и Олт; 4. Думбравень – Ипотешть - северо-восточнее, между Карпатами, Дунаем, Нижним Прутом и Яломицей. Опираясь на описание Дакии у Клавдия Птолемея, румынский нумизмат К. Преда отождествлял их соответственно с племенными союзами буров (1), ратаценов (2), пиефигам (3) и сиенам (4). Тут лично у меня есть несколько вопросов к великому нумизмату, но задать их все равно не получится, а вот проблему расселения племен в Дакии мы будем обсуждать (я надеюсь) позднее. Пока только следует отметить, что количество выделяемых им племенных монетных ареалов совпадает с указанием Страбона на то, что после смерти Буребисты его царство распалось сначала на четыре, а потом на пять частей. Соответственно, можно согласиться с К. Предой в том, что эти четыре самых продвинутых племени (вне зависимости от того, как они назывались) составляли ядро вновь созданной державы.
Одним из итогов процессов, происходящих среди гетских племен, стало то, что центр расселения их дакийской группы переместился из Мунтении в Трансильванию. Здесь находились богатые месторождения золота, меди, железа и серебра. В Южной Трансильвании формируется комплекс поселений, крепостей и святилищ, центром которого стала Сармизегетуза (городище Градиште-Мунчелулуй). Город был окружен мощными стенами из известняковых блоков. Внутри обнаружены большие деревянные дома, которые считаются казармами царских дружинников. За городскими стенами – мастерские по обработке железа. Были обнаружены заготовки и более 400 готовых изделий.
Новая столица была очень удачно расположена.
С юга ее защищали горы Орештие и Себру, с северо-запада самый удобный путь по реке Апа Градиштей прикрывали крепости Костешти и Блидарул, возведенные на вершинах холмов. Это были почти неприступные твердыни, окруженные земляными валами с деревянными парапетами, каменными стенами с башнями, большими казематами для оружия и провизии, каменными цистернами для воды. С севера Сармизегетузу прикрывали крепости Присака, Вырфуллу и Хулпе. С юга – крепость Пятра-Рошие, отличающаяся сложной фортификационной системой. Вокруг столицы, под защитой этих крепостей располагалось около сотни неукрепленных поселений. Из восточных ворот вела дорога, мощенная камнем, к священной округе, где были раскопаны храмы даков, окруженные буковым лесом. Среди них выделяются два круглых концентрических святилища, напоминающие по конструкции Стоунхендж.
Сумев подчинить своей воле при помощи оружия и Декенея, Буребиста обрел мощнейший ресурс, который было необходимо использовать по назначению, чтобы новорожденная держава не распалась вновь. Начинается период невиданной прежде гетской военной экспансии. Очевидно, первым делом Буребиста подчинил своей власти кельтское (как считается) или кельто-дакийское население в современной Словакии, оставившего памятники, которые М.Б. Щукин предложил называть земплинской культурой. Эти памятники тянутся от городища Земплин в восточной Словакии до района Братиславы, а затем вдоль Тиссы и Дуная до границы Сербии: Земплин, Нитранский гродок, Девин в предместьях Братиславы, Геллертеги – Табан в Будапеште, Жидовар в Сербии. Эти небольшие поселения напоминали оппидумы, только в отличие от кельтских городских центров, здесь укрепления окружали только центральную часть поселения. Керамика представлена кельтской гончарной и гетской лепной посудой. В Закарпатской Украине пограничной крепостью Буребисты служило городище Малая Копаня. Вероятно, власть дакийского царя признавали также горцы, жившие на пограничье современных Словакии и Польши, оставившие памятники пуховской культуры. Их отождествляют с котинами, которые говорили согласно Тациту на кельтском языке. Это были одни из последних потомков носителей лужицкой культуры.
С учетом огромной территории, подвластной Буребисте, М.Б. Щукин считает, что цифра в 200 тысяч воинов, которую могли выставить даки, кажется вполне оправданной. Подчинение «земплинцев» и «пуховцев» фиксируется лишь археологически, через распространение здесь элементов дакийской культуры. Последующая экспансия носила уже не такой мирный характер и отразилась в письменной традиции. Около 60 г. до н.э. гето-даки обрушили свою мощь живших за Тиссой кельтов – бойев, воглавляемых царем Критасиром, и теврисков. Это были развитые кельтские царства, занимавшие территории Богемии (Бойехайм – Жилище бойев), частично Венгрии и Австрии (Норик). С бойями связывают многочисленные монеты (серебряные и золотые) с именами царей Биатека, Нонноса, Девила, Бузу, Титто, Ковиомаруса, Фариарикса, Маккиуса. Критосира среди них не было, что позволяет предположить, что он пришел к власти лишь накануне гетского вторжения. Лишь 32 тысячи бойев пережило бойню. Они ушли на запад, вместе с гельветами в 58 г. до н.э. встретив в Галлии Цезаря. По просьбе племени эдуев римский полководец позволил им поселиться в землях последних. Скорее всего, именно с этим вторжением следует связывать уничтожение кельтских оппидумов Австрии, Баварии, Богемии и Моравии, такие как городище Манхинг. Хотя, часть из них могла стать также жертвой германцев, появившихся вскоре после гетов на опустошенных землях. Некоторое время территории на западной границе «империи» Буребисты назывались «пустыней бойев», которые далеко не сразу решились занимать племена свевов – квады и маркоманны.
Страбон также сообщает, что Буребиста опустошил также земли неких кельтов, «смешавшихся с фракийцами и иллирийцами». В данном случае речь, очевидно, должна идти о скордисках и каких-то их соседях. Во II в. до н.э. скордиски, потомки галатов, разоривших Македонию, Фракию и Элладу, были доминирующей силой в регионе, подчинив часть трибаллов и какие-то иллирийские племена. Любопытно, что Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне», рассказывая о решении гельветов переселиться в Галлию и появлении вместе с ними бойев, ни разу не упомянул Буребисту и его активность на Дунае. Вероятно, М.Б. Щукин прав в том, что Цезарь тем самым пытался скрыть не совсем благовидные причины своего вторжения в Галлию. Столь же вероятно, что гельветов подвигла на переселение участь их восточных соседей. Но, похоже, что западное направление не рассматривалось Буребистой, как основное. Возможно, что он просто не хотел столкнуться с римскими интересами, как тевтоны в свое время. Гораздо больше его привлекало побережье Черного моря и Фракия.