Почему не все любят читать? Ведь все любят чего-то интересное и удивительное, но у многих чтение не вызывает никаких впечатлений, кроме тоски и скуки. В их мире нет волшебства книг, которое способно захватить внимание и открыть невероятные миры.
Итак, начнем с самого начала. Обучение начинается с чтения вслух, но чтобы понять прочитанное, большинству людей нужно читать про себя. Читая вслух, мы сосредотачиваемся на интонации, стараемся читать выразительно, следим за тем, где требуются паузы и т.п. То есть наше внимание распределяется между произношением и пониманием.
Еще в начале 20-го века Лев Семёнович Выготский, известный советский ученый, психолог, говорил: «Озвучивание и осмысливание – две параллельные операции». То есть, озвучивание мешает осмысливанию!
Читать вслух лучше только на начальном этапе обучения, затем важно научиться читать молча. Но как проверить, понимает ли ребенок прочитанное? Пересказ и заучивание в этом не помогут, лучше поговорить о прочитанном, задавая как можно больше вопросов по тексту. И не стоит ждать, что ребёнок самостоятельно и быстро научится понимать прочитанное, для этого потребуется терпение и время.
Здесь вы можете проверить свою способность понимать прочитанное.
Существует несколько причин, по которым люди могут испытывать трудности с пониманием прочитанного:
1. Ограниченный словарный запас: дети могут не знать многих слов и фраз, которые встречаются в тексте. Необходимо выяснить, все ли слова понятны и разобраться с этим. Так же это хороший повод завести собственный словарик для новых слов и терминов. Можно назвать такой словарь красивым словом «глоссарий», и сделать это слово первым в коллекции)) Такая привычка очень поможет в любом обучении.
2. Недостаточная концентрация и внимание: это тоже требует тренировки, многие дети быстро отвлекаются или теряют интерес к тексту, надо помогать им сосредотачиваться.
3. Недостаточная предварительная подготовка: иногда нужно знать некоторый контекст или иметь определенные знания, чтобы понимать текст.
4. Различия в литературных жанрах: поэзия, научно-популярные статьи, рассказы и др. могут требовать разного уровня понимания и навыков чтения. Начинать нужно с того, что близко конкретному человеку и находить книги, которые действительно интересны именно ему.
5. Отсутствие практики: как и во многом другом, регулярность – решающий фактор, даже если кажется, что звучит это скучно. 15 минут ежедневно делают больше, чем час-другой, но изредка и нерегулярно.
6. Специфические трудности: некоторые могут столкнуться с особенными сложностями, например, осложнять процесс чтения и понимания текста может дислексия. В таком случае стоит обратиться к специалисту, чтобы выявить возможные проблемы и предоставить соответствующую помощь.
7. Давление на чтение: если постоянно твердить, что нужно читать, это воспринимается как обязательство и ассоциируется с чем-то неприятным. И в этом случае чтение проигрывает соревнование с другими развлечениями. Перечитайте п. 4 и не отрывайте начинающего читателя от чтения, которое ему интересно, даже если вам оно кажется не достойным внимания.
Итак, для того чтобы понимать и любить читать, самое важное – это чтение про себя, интересные книги и регулярность. Спасибо, что дочитали))