Если следовать Аппиану, то автариаты присоединились к галатам во время похода на Балканы и принимали участие в захвате Дельф. Мы знаем, что после этого многие галаты вернулись в места своего прежнего обитания под предводительством вождя Батаната. С этой группой галатов исследователи связывают основание «царства Скордисков». Помпей Трог, как мы видели, также сообщал о том, что часть племени тектосагов с проклятым золотом вернулась в далекую Галлию, где утопила золото в озере под Тулузой (кто знает, может быть отсюда растут ноги у Святого Грааля и Приората Сиона (смайлик)).
Вероятно, по возращению из Греции галаты Батаната напали на автариатов. С этим событием уместно связать сообщение Страбона о том, что скордиски одолели автариатов и отобрали у них их земли. Страбон пишет, что после этого поражение автариатам нанесли уже римляне. Произойти это могло только в ходе римско-скордисских войн 141-84 гг. до н.э. Аппиан не упоминает об участии автариатов в войне со скордисками Луция Сципиона. При этом Аппиан пишет, что автариаты еще после настигшего их проклятия Аполлона ушли на восток и поселились в стране гетов по соседству с бастарнами. То есть, автариаты ушли на территорию совр. Румынии или Молдовы. Логично связывать это переселение именно с последствием образования Скордисского царства на их прежних землях. Разобраться в этих сведениях очень сложно. Возможно, упоминание о том, что автариаты принимали участие в войнах римлян со скордисками нужно толковать так, что часть их оставалась на прежних землях и подчинялась скордискам, как и трибаллы.
Так, когда же могло иметь место создание автариатской гегемонии и их подчинение трибаллов? В 335 г. до н.э. автариаты явно не внушали ни страха, ни почтения своим соседям. С ними легко справились агрианы собственными силами. В 310 г. автариаты были вынуждены покинуть свою родину и попали в зависимость от македонского царя Кассандра. Весьма сложно представить, что между 325 и 310 гг. автариаты могли бы господствовать над могущественными трибаллами. В 281-278 гг. до н.э. автариаты оказались так или иначе замешаны в событиях галатского нашествия на Балканы и ни о какой их гегемонии говорить тут не приходится, а затем их земли были завоеваны скордисками и автариаты были вынуждены покинуть Балканский полуостров и поселились по соседству с гетами и бастарнами. Есть несколько вариантов решения этой проблемы:
1) Гегемония автариатов – дело далекой древности, как и их войны с ардиэями за соляные варницы;
2) Гегемония автариатов была установлена на короткое время между 325-310 гг. до н.э., но как уже говорил выше, это сложно представить.
3) Гегемония автариатов была установлена после смерти Кассандра и пала в ходе галатского нашествия. Этот вариант кажется соблазнительным, но есть одна проблема: все имеющиеся у нас описания галатского вторжения (наибольшую ценность представляют Павсаний, Диодор Сицилийский, Помпей Трог/Юстин и Мемнон) ничего не говорят о нападениях галатов на автариатов, но при этом Павсаний сообщает, что одна из галатских группировок во главе с Керетрием напала на трибаллов. То есть, они продолжали сохранять политический суверенитет.
4) Гегемония автариатов была итогом галатского нашествия на Балканы. На мой взгляд, пока что это наиболее приемлемый вариант. Галатские вторжения неизбежно должны были ослабить иллирийские племена, Пеонию и трибаллов. Это позволило автариатам, которые судя по всему находились с галатами в союзе, подчинить разоренные земли. Как долго это продолжалось, мы не можем судить. Но, скорее всего, гегемония была очень непродолжительной. Как только окрепло новое галатское объединение скордисков, оно сокрушило, частью покорило, а частью изгнало автариатов из Иллирии. Эти события должны были занять 270-е – 210-е гг. до н.э., когда северо-запад Балканского полуострова выпадает из письменной истории. Датировки можно уточнить. Страбон и Аппиан характеризуют ардиэев и автариатов как самые могущественные племена иллирийцев (здесь они явно снова пользуются общим источником). При этом Аппиан уточняет, что одни из них были могущественными на море, а вторые - на суше. Это «сухопутное могущество» автариатов можно связывать только с их гегемонией. Могущество ардиэев привело к созданию могущественного «пиратского царства» около 250 г. до н.э. Уже в связи с Иллирийскими и Македонскими войнами автариаты не упоминаются. Таким образом, их гегемония в Среднем Подунавье и бассейне Савы и Дравы не могла продлиться долее 270-х – 230-х гг.
Превосходство автариатов над соседями было достигнуто не благодаря их силе, но только в следствие ослабления всех соседей. Как только на горизонте появился воинственный и хорошо организованный соперник – скордиски – автариаты оказались неспособными им сопротивляться. О том, что ждало автариатов в Стране гетов нам остается только предполагать. В литературе высказывалась смелая гипотеза о том, что автариатов следует связывать с одним из племен декрета в честь Протогена из Ольвии – савдаратами. Однако, эта идея не получила развития. Подавляющее большинство исследователей видит в савдаратах какое-то ираноговорящее скифо-сарматское племя. Следует отметить, что хронологически савдараты вполне могли бы оказаться потомками автариатов, так как декрет датируется приблизительно 230-170 гг. до н.э., а в других источниках они прежде и позднее не упоминались.
Также можно было бы автариатов отождествить с галатами, которые внушали ужас соседним с Ольвией племенам. В этом случае они могли бы назваться именем прославленных галатов, чтобы напугать местных. К тому же, есть основания предполагать, что автариаты входили в коалицию галатских племен 280-278 гг. до н.э. Наконец, с автариатами есть соблазн связать «царство Ремакса», правителя, установившего свою гегемонию над греческими полисами и скифами Добруджи (Малой Скифии), которому пришлось столкнуться с агрессией гетского вождя Золта против Истрии. Эти события описаны в истрийском декрете в честь Агафокла, изданного приблизительно в тот же период, что и декрет в честь Протогена. Большинство исследователей считает Ремакса царем гетов. П.О. Карышковский отождествлял «царство Ремакса» с «галатами» Протогенова декрета и бритолагами, упоминаемыми мельком Клавдием Птолемеем в устье Дуная в римское время. Он отмечал, что имена Ремакса и его сына Фрадмона имеют кельтское происхождение. Скорее всего, это безымянное племенное царство стало жертвой «галатов», бастарнов или гетов вскоре после описанных в «декрете Агафокла» событий. Его положение между этими двумя народами, связь с кельтами (имена Ремакса и его сына) и хронология позволяют осторожно предположить, что «царство Ремакса» могло быть создано бежавшими за Дунай автариатами.
Ремакс представляет собой весьма любопытную фигуру. С одной стороны, он единственный, кого «декрет Агафокла» называет «царем». Вожди гетов в истрийских декретах этого времени (Золт и его предшественник Залмодегик) всегда называются «архонтами». В сферу влияния Ремакса входят, как было сказано выше, земли современной Добруджи, но собственные владения Ремакса, судя по тексту декрета, находились где-то за Дунаем. Так как Агафоклу не требовалось проезжать земли гетов, чтобы попасть к своему «царю», народ Ремакса проживал скорее всего на противоположном от Истрии берегу Дуная. Эта локализация соответствует расстоянию, которое должны были преодолеть автариаты из Северной Сербии, чтобы поселиться между гетами и бастарнами за 23 дня. Скифы и греки должны платить ему дань. В тоже время, Ремакс ведет себя крайне неуверенно. Он не спешит защищать своих данников от набегов Золта и создается впечатление, что он побаивается гетов. Неуверенность «царь Ремакс» компенсирует требованием дани с Истрии, обратившейся к нему за помощью. Все это вновь напоминает нам «слабого гегемона», утвердившего свою власть, пользуясь временным ослаблением соседей.