Найти в Дзене
Время Романовых

Ерофей Хабаров. Грабитель и первооткрыватель.

Имя Ерофея Павловича Хабарова навсегда осталось вписанным в русскую историю. В его честь получил название город Хабаровск, а также многие другие населенные пункты, улицы и даже самолет. Несмотря на такое признание, немало людей все еще считают первооткрывателя не самым хорошим человеком, преступником и чуть ли не самым страшным злодеем. Чтобы разобраться, откуда растут такие мнения, сегодня познакомимся с вами с его биографией. Ерофей не был представителем какого-то знатного дома, а родился в 1603 году в семье деревенских крестьян. Их родное Дмитриево (хотя есть данные, опровергающие, что будущий первооткрыватель родился именно там) смыло во время разлива реки, так что Хабаровы переселились в другой населенный пункт - деревню Святица. В дальнейшем из-за него у Ерофея появится вторая часть фамилии «Святитский». «Хабар», кстати, означало «удача». Говорящее имя. Однако семью нельзя было назвать бедной, оно занимались торговлей, звериным промыслом и владели землями. Но это было не то, что

Имя Ерофея Павловича Хабарова навсегда осталось вписанным в русскую историю. В его честь получил название город Хабаровск, а также многие другие населенные пункты, улицы и даже самолет. Несмотря на такое признание, немало людей все еще считают первооткрывателя не самым хорошим человеком, преступником и чуть ли не самым страшным злодеем. Чтобы разобраться, откуда растут такие мнения, сегодня познакомимся с вами с его биографией.

Ерофей не был представителем какого-то знатного дома, а родился в 1603 году в семье деревенских крестьян. Их родное Дмитриево (хотя есть данные, опровергающие, что будущий первооткрыватель родился именно там) смыло во время разлива реки, так что Хабаровы переселились в другой населенный пункт - деревню Святица. В дальнейшем из-за него у Ерофея появится вторая часть фамилии «Святитский». «Хабар», кстати, означало «удача». Говорящее имя.

Однако семью нельзя было назвать бедной, оно занимались торговлей, звериным промыслом и владели землями. Но это было не то, что влекло Ерофея. В тот момент у него уже была жена, два сына и дочь, но вскоре Хабаров их оставил (возможно, из-за накопившихся долгов), и о дальнейшей судьбе семьи ничего не известно.

В 1625 году Ерофей уже совершил свое первое плавание на небольшом коче на Таймырский полуостров. Через 3 года он возглавлял экспедицию по рекам и волокам (так называть участки суши, по которым плавательные средства перетаскивались «волоком»). В 1630 году - участвовал в плавании из первого заполярного сибирского города Мангазеи до Тобольска.

Все эти путешествия несли в себе не столько исследовательский характер, сколько жажду наживы. Хабаров хотел заработать, за что винить его, конечно, нельзя - это был его промысел. Дело шло хорошо, капитал рос, пока не случился конфликт с воеводами за добычу, дошло даже до применения оружия. Разобраться с этим вопросом Ерофей решил в Москве, куда отправился с подготовленной жалобой.

Вернувшись, с 1632 года он поселился в верхней части реки Лены, чтобы заниматься там скупкой пушнины. А в 1639 году ему удалось открыть соляные источники недалеко от реки Куты (сейчас на этом месте находится город Усть-кут). Там он открыл соляную варницу. Все это еще сильнее увеличивало состояние Ерофея, теперь он стал чуть ли не главным поставщиком Якутска.

Но дальше в жизни Хабарова случилась неожиданная неприятность: он решил построить мельницу возле устья реки Киренги и договорился с местным воеводой Петром Головиным, что будет отдавать ему часть урожая. Но вскоре Головин стал требовать все большую и большую долю, а, не получив желаемое, посадил Ерофея в Якутский острог и забрал себе все его богатство.

-2

На свободе Хабаров оказался только в 1645 году. Первое время о нем ничего не было слышно. А вот в 1648, когда пост воеводы занял Дмитрий Францбеков, к нему пришел Ерофей и попросил разрешения отправиться в Даурскую землю.

Тут, наверное, стоит сделать небольшое отступление, чтобы объяснить, что есть такое эта Даурская земля. Эту территорию на востоке населяли племена дауров (отсюда, собственно, и название), монголоязычный народ. Впервые о них стало известно лишь в 1640 году после экспедиции Еналея Бахтеярова. Сразу же стало распространяться слухи о несметных богатствах тех земель. Для сбора дани с местных жителей и поиска полезных ископаемых уже в 1643 году туда отправили отряд казаков во главе с Василием Поярковым. Он, конечно, привез немало ценных сведений, но все время его нахождения там сопровождалось страшными бесчинствами, а земля все еще оставалась неисследованной. Поэтому отправка туда новой группы вместе с опытным Ерофеем Хабаровым была явно отличной затеей.

Так Хабаров в 1649 году вместе с казачьим отрядом из 70 человек двинулся в Даурию с полным военным снаряжением. Однако стоит отметить, что все оружие было получено в долг, а выданные казакам с собой денежные средства - под проценты. Также Хабаров пообещал отдать половину всего, что сможет добыть во время экспедиции. Так что вернуться ни с чем было никак нельзя - как же тогда рассчитываться?

Уже по пути в Даурию отряд Хабарова грабил встречавшихся якутов и тунгузов, уводя их стада и грабя обозы. По землям пошел слух о движении казаков, из-за чего они встречали уже пустые брошенные селения.

Поначалу добраться удалось до небольшого городка Албазина, откуда Хабаров вернулся назад, сдал отчет и, взяв подмогу, вновь пошел в путь. Албазин был взят. Но там Ерофей Павлович стал проявлять верх жадности: во время его отсутствия казаки успели заготовить хлеб, так как как раз поспел урожай зерна, а прибывший начальник не только забрал его себе, но и стал продавать вместе с другими привезенными припасами своим же людей, причем цену заламывал в несколько раз больше принятого. Из хлеба он также успел произвести спиртное, а за него и вовсе требовал целое состояние. Казаки стали брать в долг, что в дальнейшем сыграло с ними злую шутку. По словам соратников Хабарова, он больше думал о своем прибытке — собольих шубах, чем о прибыли государевой казне. 

Затем по пути следования группы Хабарова их ждало еще несколько побед над даурскими князьями. Казаки не отличались особой эмпатией, так что грабили, убивали и уводили в плен многих людей. Забирали с собой и домашний скот. Многие дауры, слыша о приближении российского отряда, бросали свои дома, порой даже не успевая унести запасы, что приводило к опустению левого берега Амура. Только и российский отряд постепенно редел, так что после одного из сражений Хабаров решил двигаться дальше вверх по Амуру, не рискуя уходить вглубь даурских поселений. Через время он соединился с прибывшей вспомогательной партией, но вместе с тем узнал, что против него готовится огромная шеститысячная армия. Мнения среди казаков тогда разделились: кто-то хотел продолжать вместе с Хабаровым путь вверх по Амуру, другие же собирались плыть вниз, к тому же оказалось, что где-то там затерялась группа товарищей. Вторая группа отделилась от общей массы и во главе со Степаном Поляковым двинулась назад.

Хабаров принял это как предательство и прощать не стал. Он, указывая на то, что люди должны ему огромные суммы и обязаны подчиняться приказам, отправился следом за ушедшими от него казаками и остановился у выстроенного ими острога, а затем и вовсе стал стрелять по ним из пушек. Ответа не последовало, тогда Хабаров командовал начать штурм. 12 казаков, пойманных вне пределов острога, были забиты палками, а остальные, видя такое, привели решение сдаться Ерофею, попросив лишь письменного подтверждения, что тот не стал их убивать. Договор Хабаров, конечно, подписал, но выполнил его не полностью: четверых казаков, в том числе Полякова, он велел «посадить в железа», а остальных - бить батогами, что нередко приводило к летальному исходу. Построенный строг сломали и сожгли.

Казаки уже не просто опасались Хабарова, они ему ни капли не доверяли и ждали момента, чтобы поскорее избавиться от ненавистного начальника. И такая возможность представилась - на Амур прибыл дворянин Дмитрий Зиновьев с ревизией по царскому указу. Ему-то казаки и подали челобитную, в которой рассказали о зверствах Хабарова и о том, что он сильно приукрашивал Даурские земли и свои завоевания, чтобы государство продолжало помогать ему. Казаки поведали и об отношении местных жителей, которые теперь в страхе разбегались при виде чужого человека, и о прекращении возделывания плодородных земель, из-за чего государственная казна не получала столько ясака, сколько могла бы получить при миролюбивых сношениях с туземцами. Поселений Хабаров не устраивал, острожки же, в которых зимовал, при отъезде обыкновенно сжигал.

Конечно, не забыли и об истории Степана Полякова. Зиновьев начал расследование, после которого было принято решение Хабарова отстранить от управления отрядом, арестовать и отправить в Москву с полной конфискацией имущества.

Однако для российского государства этот поход был удачным - коренное население перешло в русское подданство. Данные, собранные Хабаровым, были обширными. Например, он первым составил карту Приамурья и рассказал о народах, проживающих там. Но стоило ли это делать таким способом?

-3

Прибывший в столицу Хабаров оказался на скамье подсудимых. Он пытался переложить с себя всю вину: сначала накинулся на предводителей «бунта» против него, но они были оправданы, затем подал жалобу на Зиновьева, и вот тут уже ему удалось победить. Оказалось, что всю дорогу до Москвы Зиновьев избивал Хабарова и отнял все, что успел найти.

Хабаров написал царю челобитную, в которой перечислял все свои заслуги, просил вернуть денежное жалование и восстановить в должности. Вероятно, многолетняя служба пошла ему на пользу, так как вместо серьезного наказания он получил звание сына боярского и отправился управлять Усть-Кутской волостью.

Но работа на одном месте Хабарову быстро наскучила. В 1667 году он прибыл в Тобольск, где обратился к воеводе Петру Годунову с просьбой вновь снарядить ему отряд для отправки в Даурские земли «ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль».

Но здесь, можно сказать, на самом интересном месте история Хабарова обрывается. Неизвестно, какой ответ он получил, отправился ли в поход или остался на прежнем месте. Может, и жизнь его оборвалась в этот момент? Или он серьезно заболел? Никаких достоверных данных о дальнейшей судьбе Хабарова нет. Чаще всего встречается версия, что он скончался в 1671 году то ли в Братском остроге, то ли в Усть-Киренге. Обе города до сих пор спорят за звание места, где Ерофей Павлович мог быть захоронен, но найти его могилу пока что не удалось.

-4

Уже много лет спустя, в 19 веке, сибирский историк Пётр Словцов будет крайне негативно отзываться о деятельности Хабарова во время его даурских завоеваний: «Этот необыкновенный посадский, необдуманными обещаниями увлекший легкомысленного воеводу, по сие время не усчитан в уронах, в бедствиях, какие он нанес краю, всей Сибири и даже государству. … Во что поставить озлобление и отчуждение миролюбивых племен, по Амуру особняком живших и против воли вынужденных прибегнуть к покровительству маньчжуров? Не сами ли мы сделали соседей врагами себе в таком числе, в каком умножили подданных Китая? Если правительство ласкалось приобретением Амура, то видим ли какой-либо план в безместных шатаниях Хабарова по водам? На зиму укрепляют место, весною бросают его на разорение прибрежных жителей; где же опора, где пребывание власти? Если и Степанов расточал силу и время на подвиги грабительства, то все надобно винить Хабарова, который в пользу свою имел и всеобщий переполох по Амуру, и благоприятное время для утверждения главного места в любом из оставленных городков. Не только в 10, но и в 5 лет можно было обезопасить себя и дружбою соседей, и хлебопашеством, и военным ограждением. Но, к несчастью, при всеобщей неурядице, господствовал один лишь дух ясака и грабежа». И согласных с его мнением было довольно много. Его обвиняли в запугивании приамурских народов, из-за чего они в дальнейшем поддержали Китай, а Россия не смогла тогда удержать позиции на Дальнем Востоке.

Другие же исследователи оценивают фигуру Хабарова исключительно положительно, например, можно привезти строки из работы историка Федота Сафронова: «Одним из этой когорты богатырей-первопроходцев и был помор-крестьянин Ерофей Павлович Хабаров, имя которого носят город Хабаровск и Хабаровский край, станция на Транссибирской магистрали и деревня в низовьях Киренги. Это благодаря его инициативе, труду, мужеству и настойчивости обширное и богатое Приамурье вошло в состав Русского государства еще в середине XVII века, а в долине Верхней Лены были подняты первые десятины целины и построены первые соляные варницы». Именно с именем Хабарова, одного из самых известных российских первооткрывателей, связывают присоединение Сибири к России.

На самом деле, споры о деятельности Хабарова не утихают, да, наверно, уже и не утихнут никогда. Каждый раз исследователи говорят, что «стоит освободиться от странного культа Хабарова, мешающего восстановить историческую правду об амурских походах», но все время натыкаются на два противоположных мнения: завоевания невозможны без жертв и нужны ли такие завоевания? Хабаров же тем временем остается одной из самых противоречивых фигур русской истории. Он не был простым «рубахой-парнем», живущим ради приключений, но и злом во плоти его тоже нельзя назвать. Да, никто не спорит, что вся цель существования Хабарова заключалась в поиске выгоды, но это еще не преступление. Да, он грабил и убивал, что ни в коем случае нельзя оправдать, но ведь он был не один, да и государственные чиновники не могли не иметь представления о том, как приходят в подданство дальние земли. Так что раз Хабаров перестал для нас быть человеком, а остался лишь образом, думаю, каждый волен сам решать, как его воспринимать.

А какое у вас мнение сложилось о Ерофее Павловиче? И не зря ли он получил такую «удачливую» фамилию?