Найти тему

Каратэ второго уровня как система концентрации и силы

Первый уровень каратэ – это то, что вы и так хорошо знаете. Это всякие шотоканы, киукушинкаи, вадорю и прочее. И здесь, чтобы понять, что такое каратэ, для начала надо понять, что такое ушу, то ушу, из которого каратэ пошло.

Первичное ушу сейчас сложно назвать каким-то термином из известных. Поэтому назовем его по-окинавски «Тотэ» – рука эпохи династии Тан. Это простая система железного дровосека. Противник – это дерево, берем и рубим его своими руками и ногами. Здесь не надо много ударов, тут не нужна сложная техника. Важна лишь боевая эффективность, основанная на реальном контакте. Логика Тотэ хорошо показана в фильме Куросавы «Гений дзюдо». Ничего лишнего, ничего сложного просто стараемся пробить противника насквозь. Для тех времен – это было круто.

Однако, люди развивались, учились, а потому и развивалось боевое искусство. И на смену Тотэ пришло чуань фа - «техника кулачного боя». Чуань фа – это усложнение Тотэ как за счет количества движений, так и за счет их качества. Усложнение было призвано увеличить количество тактических задач, которые можно решить, в том числе запутать и обмануть противника своими сложными движениями.

Следующим эволюционным шагом стало создание чуань-шу – кулачного искусства. Это уже совершенная техника, которая включает в себя различную внутреннюю подготовку и позволяет использовать изощренную внешнюю технику. Здесь встал вопрос о достижении наивысшего воинского мастерства во владении своим телом.

Когда все это попало на Окинаву, причем не важно как, когда и почему, то из всего этого великолепия окинавцы смогли «съесть» только логику Тотэ. Остальное – ибо не получили, либо не «переварили». Не важно. Важно лишь то, что в итоге Окинава-тэ – это китайское Тотэ со вкусом Окинавы. И методика здесь очень проста. Превратить человека в железного дровосека с железными руками и ногами, и каменным телом. Это – человек оружие. По сути – это аналог рыцаря, закованного в доспехи. Но это годы и годы тренировок.

Но, когда окинава-тэ попало в Японию, все изменилось. Во-первых, Японии было необходимо быстрое производство подготовленных рекрутов для армии. Во-вторых, на окинава-тэ упал японский дух и японские методы ведения боя. А основой японской техники ведения боя является стратегия меча. В японских методах использования меча была такая концепция, которую мы сейчас знаем как кимэ и иккен-хисацу. То есть воин бросался на противника в одной атаке самопожертвования, абсолютной решимости в расчете на одну атаку, один единственный победный удар. Тут как говорится, или пан, или пропал. Вот эта фишка и перекочевала в Шотокан Фунакоши. Почему эмблемой стиля и стал Тигр, хотя по сути – это техника Змеи. Тигр, который яростно, без сомнений и страха бросается на противника.

Каратэ второго уровня появилось (вернее оформилось) в 70-х прошлого века, когда стало понятно, что известные стили каратэ, такие как Шотокан, Киукушинкай, Вадо рю, Шито рю, Дзесимон и т.д. не могут решать множество реальных боевых задач из-за своей громоздкости и ограниченности. Хороший пример в этом подали корейцы, когда реальная война заставила их создавать продуманные и серьезные, реально боевые школы. Не отставали от них и вьетнамцы. Любая война всегда «делает свое дело» по изменению и мира и мировоззрения людей.

Разработка новых, эффективных в бою стилей была жизненно необходимой для тех, кто находился на переднем крае боевых действий ближнего боя. Требовалось расширить возможности внешней техники и максимально задействовать внутреннюю силу. Умные люди провели некую работу и быстро сообразили, что такие важные штучки как кимэ и иккен-хисацу в японских школах возникают в момент спонтанной концентрации бойца. Концентрации силы и энергии, когда боец начинал сжиматься в некий шарик.

Изучение концентрации открыло много интересного. Сама по себе концентрация энергии - вещь известная задолго до появления каратэ. Это и в ушу практиковалось еще с древних времен. Но есть нюанс. В китайских школах речь шла в основном только о концентрации внутренней энергии, которую собирали в район Дань-тяня. Кроме того, китайские школы очень многогранны и сложны по количеству элементов обучения. Они способны создавать мастеров экстра-класса, но сложность и многогранность обучения приводят к негативным результатам. Надо иметь природные способности, чтобы это все освоить, и длительность обучения очень большая. В результате большинство последователей так и «потеряются по дороге», ничего толком не достигнув. Именно это стало тем фактором, который позволил говорить о слабости и плохой подготовке в китайских школах. Ученики просто вязли в сложностях и наворотах так ничего и не достигнув в реале.

Нужны были системы менее громоздкие в обучении и с большей полезной отдачей. Японский принцип Кимэ очень взвинчивал психику бойца, причем до такого уровня, что боец был готов пожертвовать собой, лишался всяких сомнений и психологических сдерживаний, включая страх. И если эту психическую взвинченность наложить на концентрацию внутренней энергии, то результат существенно возрастает. Более того, психику тоже можно сжимать и концентрировать. Это процесс «хитрый», но возможный. При сжатии психики происходит значительное усиление ее взвинченности.

Дальше – больше. Кроме сжатия психики, существует еще физическое сжатие. Сжатие физического тела, причем натуральное, когда уменьшается рост, да и все размеры тела. Сильнее всего этот эффект проявляется именно в росте.

Естественно, что сжимается и ум. Ведь без него невозможно выполнить концентрацию в принципе.

И что во всем этом важно? Это не столько концентрация как таковая, сколько максимальное сжатие всего человека, превращение его в точку. А из физики мы знаем, что любое сжатие приводит к разогреву. А потому любую вещь нельзя сжимать до бесконечности, она просто взорвется. Это как звезда. Есть большие массивные звезды, которые под действием силы тяжести сжимаются до маленьких размеров. Но некоторые при этом не «выдерживают» и взрываются, превращаясь в вспышку сферхновой звезды.

Поэтому смысл сверхсильной концентрации в боевом «разогреве» и последующем взрыве. Вот именно это взрывное, всплесковое высвобождение силы и энергии – и есть цель каратэ второго уровня. То есть боец сжался в точку своей концентрацией, а потом просто взорвался градом блоков и ударов подобно разорвавшейся бомбе. Таким образом на смену Кимэ каратэ первого уровня приходит взрыв каратэ второго уровня.

Хитрость концентрации и взрыва в том, что эта методика позволяет «прыгнуть выше головы». То есть представим себе, что тело человека с его физподготовкой способно выдать 70 каких-то единиц силы и 85 единиц скорости. Так вот метод концентрации и взрыва позволяет разогнать силу и скорость до 120 единиц каждую, но на очень короткое время.

Второе направление развития классического каратэ до каратэ второго уровня – это иккен хисацу. Что означает, если я не ошибаюсь, «убить одной стрелой». По сути иккен хисацу – это не концентрация, а максимальная фокусировка на поражении противника. Делать ставку на один удар, конечно, можно, но не нужно. Поясню почему. Если противник играет роль мирно скучающего, одиноко стоящего столба, то срубить его одним ударом не составляет большого труда. Но для этого и всякие иккен-хисацы не нужны. Если столкнетесь с подготовленным противником, то вы ему «иккен» в печень, а он вам «хисацу» в голову. А если бой динамичный и противник уже активно двигается и атакует, то «заиккенить» его совсем непросто, «хисаца» двигающие мишени не любит.

Вместе с тем, сам концепция иккен-хисацу подразумевает максимальное напряжение всех сил, собранное в одном ударе. А потому на втором уровне в каратэ появляется понятие силы. И эта сила проявляется как «неотвратимая сила». Это реализуется в ударах, которые практически не блокируются. То есть удар блоком отвести в сторону невозможно. Как такое возможно?

Сила второго уровня каратэ – это не накачка мышц и не подтягивания с отжиманиями. Эта сила достигается за счет превращения тела человека в железобетонную конструкцию, в монолит. Напряжено все тело абсолютно. Но напряжение это хитрое. У обычных людей мышцы или напряжены или расслаблены. А здесь все время присутствует напряжение, но это напряжение идет как бы нитями, арматурой, а не всеми мышцами сразу. Попросту говоря напрягается только то и настолько, насколько это необходимо. То есть движения это никак не закрепощает. Но есть моменты тотального напряжения, когда движение уже и не нужно – это, например, конечная фаза каких-то добивающих ударов.

Поэтому в каратэ второго уровня нет инерционных ударов. Об инерционных ударах я рассказывал в предыдущей статье. Неинерционные удары каратэ – это силовые удары и блоки. Причем неотвратимой силы. То есть на протяжении всего движения сохраняется сила. Более того, если движение наталкивается на препятствие, то сила возрастает для его преодоления. Силовые удары по своей сути направлены на разрушение бетонной стены таким образом, чтобы, когда рука входит в бетон, он никак не тормозилась, а продолжала двигаться с прежней скоростью, преодолевая сопротивление бетона.

Только тут вот внимательно. На примере бетона я объяснил принцип ударов, и к чему надо стремиться в итоге, а не фантазии по поводу существования людей, которые бетонные стены руками разбирают. Хотя людей, оставляющих вмятины в бетоне, встречал.

Вот давайте посмотрим принцип неинерционности на примерах:

https://dzen.ru/video/watch/6543a115e6e9bc47b12390a8

Вот исполнение данной вертушки с позиции каратэ второго уровня относится к боксу. Почему? Потому что удар был выполнен по инерционному принципу. Что не так? Прежде всего, это руки. Они расслабленно висят на старте прыжка, «гуляют» во время удара, и безвольно болтаются при приземлении. То есть руки не способны атаковать и защищаться на протяжении всего приема. В каратэ это недопустимо. Все тело должно быть сильным. Это же относится и к ногам. А на видео мы видим безвольную левую ногу, из-за чего она не может обеспечить нормальное приземление. Да и правая сразу после удара впадает в расслабон и каким-то хлестом потом на пол ставится.

В чем проблема? В том, что все эти расслабления и есть бесконтрольность, бесконтрольность своего тела и бесконтрольность боя. В скоростном бою, да еще против нескольких противников – это конец! Если бы тело бойца было монолитным в момент удара, то его бы отбросило назад целиком, и у него был бы шанс приземлиться на две ноги в полной готовности, хотя это сложно в данном приеме. По этой причине удар уширо в прыжке с разворотом не выполняется. Его можно делать с подскоком вперед и разворотом, но в этом случае удар будет выполнен не в воздухе и не возникнет проблемы с равновесием. Поэтому в показанной в ролике вертушке должен выполняться боковой удар. Тогда при приземлении может быть обеспечен контроль рук и четкая стойка.

Смотрим второй ролик:

https://dzen.ru/video/watch/6540854dfb892c4085fc4b97?sid=36979251181551845&t=187

В этом ролике не смотрите на удары. Смотрите на руки и на опорную ногу. Признаки инерционной техники – это разлетающиеся руки при ударах ногами, словно пытающиеся на воздух опереться. А второй признак – это необоснованно перекошенное тело. В каратэ спину всегда надо держать ровно. Иначе невозможно обеспечить силу и взрывной эффект. Поэтому при ударах ногами тело может отклоняться и наклоняться, но не как попало, а сохраняя даже в ударе определенную стойку. Необходим стремиться к минимзации наклонов. Поэтому в том же маваши гери, тело должно не отклоняться назад, а наоброт должно стараться быть ближе к мишени, чтобы руки могли вступить в любой момент в бой. Поэтому и руки в момент ударов ногами должны не разлетаться куда им вздумается, а быть состоянии пассивной блокировки, готовыми к действию даже при поднятой в ударе ноге. Поэтому при отработке всех ударов ногами руки и тело не имеют свободы, а должны находиться в строго определенном положении, прописанным в технике.

Теперь смотрим на опорную ногу. Практически во всех более менее высоких ударах ногой у бойца наблюдается потеря равновесия, и он отпрыгивает на опорной ноге назад, чтобы сохранить стойку. Это у него видно во всех роликах. То, что он пытается сохранить стойку, делая подскок на опорной ноге, это как бы правильно и хорошо. Но это не каратэ второго уровня. Это инерционная техника, при которой нога после удара расслабляется, да и все тело расслабляется. Чего допускать не рекомендуется.

Находиться все время в напряжении и в состоянии контроля – это очень высокая планка. Но на то он и второй уровень. Но то оно и мастерство. Обычные же люди постоянно хотят расслабиться, попасть в зону комфорта. Отсюда даже в боевых искусствах повсеместно присутствует инерционная техника со всеми ее проблемами.