Сейчас, когда я пишу эту статью, за окном идет снег. Морозно. Деревья замерли в предвкушении теплой снежной шубы. Надеюсь, снег продержится и не растает. Питер такой Питер. На столе стоят розы. Одна из них поникла головкой, так и не распустившись. Отмечала мой день рождения.
Задумалась о том, что на выставке Бориса Григорьева не было натюрмортов. Снежная зима была. Но знаете, все его произведения о России произвели болезненное впечатление. Зимние пейзажи отдавали болью утраты. Лица серьезные, задумчивые. Осуждающие взгляды, проникающие глубоко в душу.
Судьбы художников на рубеже Октябрьской революции вообще сложные. Кто-то принял и смог влиться в новую жизнь. А кто-то - как Борис Григорьев - оказался выдавлен и попал в другой мир.
Мне трудно сказать, какие эмоции я бы испытывала, попади из предреволюционной или революционной России семнадцатого года во Францию. Для меня ночные кабаре, проститутки, уличные кафе с богемной публикой - клоака, которую лучше обходить стороной. А художники попадали именно туда. Я не скажу, что это было совсем дно. Смотря для кого. Но жизнь вместе с невозможностью возврата к тому, что было, массой потерь, искажалась еще раз. Гипертрофированно упрощалась, выворачивалась своей неприглядной сущностью наизнанку. Потому что нужно было выжить и не потерять себя. Как это возможно? Через преодоление и принятие того мира, в который ты попадал. Научение жить в этой обстановке. Что ж, не можешь рисовать приличных людей, проститутки, танцовщицы отличный материал.
Се ля ви
Я улыбнулась кураторскому подходу не показывать сразу весь этот "балаган". Ведь поездка во Францию была первой, из нее получился не только огромный ряд набросков, рисунков, но и цикл работ "Intimité". Первыми посетителей выставки встречали пейзажи. И уж пройдя дальше, включалась контрапунктом "тяжелая артиллерия" произведений из первых поездок во Францию.
Искаженные лица, искаженные фигуры. Александр Бенуа иронично писал о живописи Бориса Григорьева в этот период "писал что попало и как попало".
Такими же искаженными выглядят произведения Тулуз-Лотрек, сделанные в кабаре и салонах с проститутками. Странное впечатление искаженной действительности производит в этих картинах Франция.
Я бы назвала эту выставку Лица. Словно я прошла сквозь три состояния художника. Кричащие, экспрессивные во Франции. Вопрошающие, смотрящие вглубь души - русские. Портреты, сделанные позже, когда жизнь немного устаканилась - спокойные, умиротворенные.
Рисунки, сделанные во Франции, пришлись на его учебу. Там он сделал массу зарисовок, эскизов. Удивляться нечему, что художники попадают в одну и ту же общую среду. При этом, находясь в довольно специфической среде, художники умудряются извлекать из этого "дна" творческие уроки.
Где, как не там? В местах, где царит полное раскрепощение? Где, как не там можно подловить минуты, когда человек такой, какой он есть?
Особенный мир открывается, если в него всматриваться во времена изменений. Мир менялся. Менялись вместе с миром люди. Сильно. Менялось все: от одежды и длины юбок, до пластики движений. Согласитесь, что в длинном платье совершенно иная походка, чем в тонком платье до колена. И пластика движений в танце, походка танцовщиц - первые ласточки таких изменений. Их костюмы, сделанные талантливыми художниками, декорации на сценах - еще один источник увидеть картинку этих изменений в целом.
Здесь может показаться, что творческие люди, коих в тот исторический момент можно назвать концентрированным коктейлем, формировали наше с вами будущее. Рисовали, писали, танцевали новый образ, который чувствовали интуитивно и воплощали в своих творческих экспериментах. Возможно и так, любопытно было бы проследить смены эпох и череду художников на пике событий.
СТРАНСТВУЮЩИЙ МУЗЫКАНТ
Одинокий, никому ненужный играет музыкант почти слился с инструменту. Он зависит от случайного человека, которому понравилась игра и который не поскупился на монетку. Но людям неинтересно. Они отвернулись. Не хотят слушать бродячего музыканта.
Похоже на что-то личное. Рядом кибитка. Музыкант на улице. Бродяга. Сегодня он здесь пытается своей игрой завоевать сердца людей. Наутро его кибитка прогремев по сонной мостовой, вечером уже остановится за много километров от этого городка.
Музыкант одинок. Он один. Один во всем мире со своим инструментом в попытке достучаться до сердец других людей.
Если посмотреть композиционно, то два дерева слева и справа оформляют сцену. Где кибитка - декорации, а люди сверху - публика на балконе (та самая клоака).
Картина разделена словно на две части: низ красный, верхняя часть зеленая. Гармоничное сочетание, где зеленый становится еще более густым и подчеркивает, зажигает красный.
В САДУ
Наблюдения художника за жизнью со стороны создало тот странный флер, которым буквально пропитаны произведения этого периода. Ведь масштабные изменения происходят на фоне освобождения от старых рамок. В такие моменты словно открываются шлюзы и становится невозможно удержать новый поток, меняющий жизненный уклад.
В новую жизнь люди берут с собой только самое необходимое. Те базовые ценности, которые позволяют им выжить. На этом фоне ярким контрастом с серией "Intmite" смотрится картина "В саду" c детьми и их родителями, продавщицей. В противовес старому доброму миру как угроза нависает женщина. Она уперла руку в бок, выдвинула голову вперед, будто коршун, готовый напасть на легкую добычу.
Синий цвет как яркое привлекающее внимание пятно в картине фактически единственный. Мы видим героиню этой картины сразу.
РУССКОЕ КАБАРЕ
Обратили внимание на лицо? Думается, оно о судьбах. Кажется, что они стоят за кулисами той самой красивой жизни, о которой мечтали. И это не доставляет удовольствия.
Критическим ли был взгляд художника на эту часть жизни общества, как написано в экспликации к этой серии работ?
Вероятно. Мое мнение, скорей ужас от осознания, через что проходят другие люди, он сам, и сочувствие. Борис Григорьев наблюдатель. Наряду с интимной серией рисунков, он делал множество зарисовок обычной жизни. Той, которую мы можем увидеть на улицах, в скверах и магазинах. И пусть лица людей в картинах этого периода написаны "как попало". Я бы отнесла эту небрежность скорей к творческому поиску и стремлению написать работу очень быстро. Не забывая о внутреннем конфликте от смены эпох и перемен в самой жизни художника, которые безусловно отразились в искажениях фигур и лиц.
#борисгригорьев #музейфаберже #выставка