Найти в Дзене
Байки от Краба

23. Крепче за баранку держись…

За почти тридцать лет своей работы на вахтах мне постоянно приходилось сталкиваться с представителями шоферской профессии. О большинстве представителей этой профессии вспоминается только хорошее, реакции одного из них я обязан своим здоровьем, но встречались и «самородки», об этих «плохишах» и пойдет речь ниже.

С 1994 по 1998 год я работал в частной сервисной компании, ее владелец в силу некоторых обстоятельств не брал на работу местных водителей, а пользовался услугами вахтовиков. В своем большинстве это были представители славного города Усть-Каменогорск, расположенного в северном Казахстане. Первые из устроившихся, по мере роста фирмы, рекомендовали своих родственников и друзей, «казахский взвод» пополнялся в основном их земляками. Около года мы работали на Западно-Полуденном месторождении, расположенном на левом берегу Оби, в двух часах езды от Стрежевого. Основным транспортным средством, в те времена были «Уазики» (УАЗ), простые и надежные машины использовавшиеся для перевозки как персонала, так и попутных грузов. Комфортом эти машины не отличались, в салоне была пара пассажирских лавочек со спинками, за ними в багажном отделении салона размещали сумки и грузы, обычно турбогенераторы для телесистем. В ту памятную поездку с базы на месторождение выехали пять человек, помимо трех работников партии размещавшихся в салоне – меня, исполнявшего должность начальника партии и инженеров, которых звали Леня и Вова, в путь отправился механик Рома и новоиспеченный водитель – Саня. О последнем – был он невысокий, темноволосый парнишка, родом из Казахстана, только устроившийся по протекции другого водителя. При заезде на месторождение, на крутом повороте, Санек не справился с управлением, «уазик» перевернувшись на бок вылетел с дороги и остановился ударившись крышей об большую березу, росшую на обочине. В салоне в этот момент происходил традиционный для тех лет разлив спиртного, рюмка, ходившая по кругу, была у меня, когда машина перевернулась, я оказался снизу, но благодаря невиданной ловкости не пролил ни грамма драгоценного содержимого. Оказавшиеся сверху меня товарищи, стремительно покинули салон, через открытую боковую дверь, то же самое проделали механик и «горе — шофер» с передних сидений. «Краб вылезай поскорее, бензин может вспыхнуть» - кричал Володя, я не торопясь выпил рюмку и вылезая из салона всем весом надавил на боковую ступеньку, автомобиль закачался и под аплодисменты остальных встал на все четыре колеса. Дальнейший путь прошел без приключений, Санек был под постоянным контролем механика и моих напарников, комментировавших каждое действие водителя, скорость передвижения была ограничена ими до 40 км/час. После перевахтовки, механик и водитель удачно вернулись на базу вместе с нашими сменщиками. Видимо благодаря Роме, история обросла фантастическими подробностями и до хозяина дошла через «испорченный телефон», якобы ребят при перевороте машины засыпало турбогенераторами и Леня сильно пострадал. Владелец фирмы затребовал документы водителя и с изумлением обнаружил, что у того не оказалось ничего, кроме справки о недавнем освобождении из «мест не сильно отдаленных», руководители фирмы в Стрежевом были подвергнуты репрессиям. Товарищ был временно переведен слесарем в смотровую яму, а после получения паспорта и водительского удостоверения вернулся к славным водительским трудам. Следующего подвига долго ждать не пришлось. Санек вел «УАЗ» по трассе Стрежевой – Нижневартовск, я был пассажиром, впереди на месте расположенном справа от водителя находился главный инженер фирмы Руслан З., толковый и грамотный специалист. Перед крутым поворотом, скрытым густым лесом, Санек громко сказал: «В прошлый раз меня за поворотом оштрафовали менты, за превышение скорости!». После преодоления поворота история повторилась, Руслан возмущенно кричал: «Так не бывает!». Закончил свой славный трудовой путь Санек, вместе со своим родственником, от которого он получил протекцию через небольшое время после описанного случая. На базу, ее начальник вместе с механиком приехали ночью, после длительной и утомительной поездки. Двери были закрыты, через открытое окно виднелся свет и раздавалась громкая музыка, найдя лестницу приехавшие проникли в помещение базы и обнаружили спящих нетрезвых водителей и танцующих под музыку обнаженных девушек легкого поведения. После пробуждения спавшие позволили некорректные речи по отношению к начальнику базы, за что и были вскоре уволены.

Следующий яркий представитель «казахского взвода» имел кличку «Шпейтель», производную от трудно произносимой немецкой фамилии, был он так же невелик ростом, обладал заурядной внешностью, но был очень шустрым и слыл большим специалистом по «девочкам легкого поведения». Мне он запомнился веселыми рассказами о своем тяжелом детстве и глупейшим поступком совершенным после посещения поста ГАИ в Лянторе. Мы отработали месяц на показательных работах в «Сургутнефтегазе», «Шпейтель» привез сменщиков и вечером рассказал нам несколько веселых баек. Далее кратко их перескажу. Папа «Шпейтеля» работал механизатором, основным средством воспитания сына использовал солдатский ремень. Однажды учительница отметила труды указанного героя, учившегося в пятом классе, многочисленными двойками, поставленными ею в дневнике «Шпейтеля» в каждый из дней учебы, практически по всем важным дисциплинам. Ужиная после работы, вечером в пятницу, отец сказал матери: «Пусть малой покажет дневник, посмотрим на его успехи». В принесенном сыном дневнике, весь разворот страниц за последнюю неделю испорченный учительницей, был предусмотрительно заклеен портретом В.И.Ленина, который способный ученик вырезал из журнала «Огонёк». «Это что такое?» - спросил отец. «Учительница распорядилась» - ответил сын. «Мать посмотри в календаре, кажется у Ленина день рождение в Апреле, а сейчас Январь, да дай ка мне бритву, клея не пожалел» - попросил папа маму. Дальнейшее опускаю.

Во второй истории между «Шпейтелем» и одноклассником произошел конфликт, закончившийся для последнего порванным школьным костюмом. Увидевшая это учительница, заставила пострадавшего переодеться в спортивную форму, принесенную для урока физкультуры, а порванный костюм она сложила в пакет и отдала «Шпейтелю» с указанием, передать его матери для зашивания. По окончанию уроков «Шпейтель» поднес кулак к носу владельца костюма, с угрозой расправы в случае рассказа им о судьбе последнего. После чего в пакет с костюмом был положен тяжелый камень и все это было утоплено в расположенном недалеко от школы пруду. Дня через три, учительница задала вопрос пострадавшему мальчику, почему он в школу ходит без школьной формы, тот разрыдавшись рассказал об утопленном проклятым «Шпейтелем» костюме. Педагог вызвала родителей оболтуса в школу, в результате их визита, папа «Шпейтеля» купил однокласснику новый костюм, а виновник несколько дней скрывался от гнева разъяренного родителя у бабушки.

Утром мы поехали домой, в Лянторе «Шпейтеля» остановили сотрудники «ГАИ» за превышение скорости и пригласили в расположенную рядом будку оплатить штраф. Вернувшись Шпейтель продолжил движение и через несколько километров вдруг сказал: «Они мне штраф, а я у них спер водительское удостоверение!». «Какое?» - спросил я, «А вот» - с этими словами друг достал и показал мне водительские права неизвестного мне человека. «Ты больной что ли? Человек за ним по-любому вернется. Вот будет номер!» - сказал я. «Зачем мне проблемы» - молвил «Шпейтель» и с этими словами выкинул за окошко чужое водительское удостоверение. У меня не было слов, история с утопленным костюмом балбеса ничему не научила.

Когда я работал в «Сургутнефтегеофизика» произошла еще одна занятная история. Начальник одной из партий позвонил с куста о неадекватном поведении водителя, за ним вместе с заменой выехал начальник телеметрического отряда. По возвращению на базу вывезенный водитель написал объяснительную примерно следующего содержания: «По прибытию на куст и завершению развертывания, начальник партии и инженер выпили бутылку водки, затем из огнетушителя и телогрейки изготовили бабу и занялись с ней сексом. На их предложение присоединиться, я ответил отказом, после чего подвергся унизительным шуткам». Реакция руководства экспедиции оказалась превосходной, товарища ближайшим самолетом отправили домой в Саратов, в одной из деревень около которого он проживал, для восстановления здоровья. На следующую вахту, водитель из моей партии ушел в отпуск и поправившего здоровье товарища в результате разнарядки, определили ко мне в партию. Я возмутился: «У человека с головой не все в порядке, а вы ко мне его определяете». На что мне старшим диспетчером, занимавшимся распределением персонала было заявлено: «Валера указанный водитель привез справку, что его проблемы с восприятием окружающей действительности, были вызваны скачком давления после перелета из Саратова. Он родственник управляющего трестом и никто связываться с его увольнением не будет. Вместе с инженером постоянно контролируйте его поведение». Две недели как говорится, смотрели в оба, кроме того что при движении в городе парень вообще не ориентировался, проблем слава богу не доставил, а вскоре уволился по собственному желанию – работа вахтой надоела.

Напоследок о любителе негров Женечке, по кличке «новосел», о котором упоминал в рассказе «Иностранцы». Этот «человек из Кемерово», обладал небольшими знаниями материальной части вверенного ему автомобиля «Урал». Однажды услышав от кого-то что трубки топливопровода котла подогрева двигателя, перед запуском необходимо подогреть с помощью факела, через отверстия в бампере, он поставил около выхлопной трубы начальника партии Александра Тим-ко. Перепутав порядок действий, запустил двигатель и поднес подожженную на конце катанки тряпку к указанному отверстию. На камазах действительно в этих отверстиях подогревают солярку в трубках запитывающих котлы, и только после подогрева масла в картере запускают двигатель. В «Урале» через эти отверстия воздух попадает в воздушный фильтр. В результате проделанных «новоселом» действий из выхлопной трубы вылетел сноп огня и попал на спину успевшего отвернуться начальника партии. Красивая оранжевая спецодежда, я эти яркие куртки называл «Катя огонек», получила оплавленную дыру больших размеров на спине. Все окружающие, кроме пострадавшего попадали от хохота, вскоре выяснилось что и воздушный фильтр оказался уничтожен. Все это Женек проделал не на своей станции, водитель поврежденной, звали его Роман, был парень больших размеров и физической силы, узнав коротко сказал: «Приеду, убью!». Не убил, Женек встретил его в порту — новым фильтром, коробкой баночного пива и бутылкой водки. «Так пойдет!» - молвил Рома.

Пришлось с этим деятелем поработать и мне. Накануне вечером произошел инцидент, закончившийся благополучно для «новосела» благодаря моей природной доброте. В обязанности водителей станций входила частичная работа вторым номером партии, они помогали в сборке телесистемы. Поутру я стал готовить телесистему к эксплуатации, закрепил на ее конец турбогенератор, Женек, видимо злой на меня из-за вчерашних событий, вместо помощи сел верхом на часть корпуса телесистемы покрытую изоляцией и сопровождал мои действия комментариями: «Мы институтов не кончали, мы в телесистемах не специалисты, пусть начальники партии еб&тся cами». Провокационные речи не поднимали настроения и глядя на этого маленького гаденыша сказал: «Ты чего верхом на телесистеме расселся, у тебя трусы свинцовые что ли?». «Новосел» изменился в лице с спросил: «Не понял?». Я продолжил: «Вот ты институтов не кончал и не знаешь что пласты с залежами углеводородов имеют повышенный радиационный фон, а мы недавно пласт вскрывали». Женек как ужаленный, по гимнастически подняв одновременно две ноги, прыжком спрыгнул с изолятора с фразой: «Да я к ней вообще больше не подойду». Я рассмеялся: «У нас в службе у некоторых уже по четверо родилось». На том и помирились.

Последний номер Женек выдал в аэропорту Сургута. Перед выездом домой в Нефтеюганске мы впятером немножко выпили. По прибытии в аэропорт Сургута, там закончилась модернизация здания аэровокзала, «Новосел» обратился к остальным с фразой: «Мужики, за само открывающимися дверями установили рамки – сканеры для досмотра вещей. Всем скопом идти не надо, менты запах учуют. Надо разделиться и идти с интервалами метро десять, друг от друга». В молодости я видел французскую кинокомедию, где перед Пьером Ришаром двери не открылись, этот трюк Женек повторил воочию, с той лишь только разницей, что он изначально перепутал двери. От хохота все идущие сзади товарищи схватились за животы, это же проделали и сотрудники досмотровой службы, правда двое полицейских подняли незадачливого дублера «высокого блондина в желтом ботинке» и тут же оприходовали его штрафом на 600 р. У входа в вокзал нас ожидал директор ТКШ Игорь Т., показывая на «новосела» он спросил меня: «Валера как это понять?». Я развел руки в стороны: «Вот с такими кадрами приходится работать!».