Обязательно ли использовать в пропаганде символику СССР и марксистскую терминологию?
Не редко встречаешь, что пропагандисты, придерживающиеся левых идей, используют символику и язык агиток времён позднего СССР или вообще копируют стиль времён Октябрьской Революции и Гражданской Войны.
И здесь надо указать на два обстоятельства, которые делают такую тактику нерабочей.
Первое.
Дело вот в чём. За 35 лет антисоветской и антикоммунистической пропаганды даже у тех сограждан, кто симпатизирует социалистическим идеям или ностальгирует по СССР, в головы прочно вбиты определённые мифы. И несмотря на то, что каждый день реальная жизнь бьёт их по этой же голове, они всё равно цепляются за иллюзии рыночной экономики.
Советская символика действует на обывателя как стоп сигнал: гулаг, репрессии, дефицит. Список можно продолжать. Причём часто это густая каша из противоречивых мифов. Здесь «самое вкусное мороженое» может уживаться с «миллионами репрессированных».
Прибавьте сюда официальные коммунистические партии, фактически приватизировавшие «бренд коммунизм» (а иначе это не назовёшь), представители которых своим поведением часто дают повод для дискредитации идеи. А в глазах подавляющего большинства людей именно они являются выразителями коммунистических идей, их лицом.
Часто, люди, использующие риторику и символику СССР, производят впечатление неадекватности. В лучшем случае – это образ некоего упёртого догматика, сыплющего цитатами из Маркса, Ленина, Сталина и т.д., но ничего кроме болтовни не делающего.
Использование символики прошлого всегда уводит в дискуссию о прошлом. Энергия тратится не на то, что происходит здесь и сейчас, не на то что будет в будущем, а на то, что когда-то было. По сути, это топтание на месте.
Но нельзя двигаться в будущее, спиной вперёд.
Всё это, с точки зрения пропаганды, работает только в минус.
Второе.
Со временем, как у отдельного человека, так и у общества в целом, появляется определённый иммунитет к пропаганде, рекламе. Образуется своеобразная психологическая мозоль, которая делает человека невосприимчивым к пропаганде.
Рано или поздно реклама перестаёт работать. Даже самая хорошая. Об этом прекрасно знают рекламщики.
Такие же точно «мозоли» выработались у людей и по отношению к советской риторике и символике.
Именно существование этих психологических фильтров или барьеров заставляет рекламщиков идти на разные ухищрения, чтобы обойти, преодолеть их. Чтобы нажать на те чувствительные кнопочки в психике человека, которые заставят его поддаться рекламе, поверить ей. Так, кстати, появился и получил распространение современный PR. И это ремесло тоже не стоит на месте - оно изменяется вместе с обществом.
Если уж мы приняли тезис, что надстройка определяется базисом, то и работать с надстройкой надо исходя из текущих реалий.
Необходимо искать ту риторику и те символы, которые понятны и близки современному человеку. Для того чтобы у человека появилось правильное понимание того, что вы хотите ему сказать, не обязательно наваливать на него гору «измов». Не обязательно вообще говорить коммунизме, марксизме и прочем. И здесь наглядный пример с Фиделем Кастро, который не заявлял о том, что он марксист и коммунист даже долгое время после революции.
А вот обратных примеров, когда под названием коммунистов выступают совсем иные личности и организации – масса.
Поэтому лучше избегать старых формулировок, приёмов, клише. Они были адекватны для своего времени, для того общества, которое было тогда.
Далее: Проблема третья: Пропаганда должна иметь цель.