В этот день люди оставляют цветы у его лондонского дома и памятника в Монтре, собираются вместе или предпочитают быть в одиночестве, чтобы почтить память одного из величайших музыкантов современности – Фредди Меркьюри. А как проводите 24 ноября вы? Вы можете рассказать об этом в комментариях.
Вспоминают Фредди и его коллеги по Queen. Так, гитарист Брайан Мэй согласился на следующее интервью в 2020 году.
Кажется, что Фредди Меркьюри был чрезвычайно сложным персонажем…
«Да, он не был простым. Он был очень застенчивым, поэтому он создал вокруг себя этот удивительный мир. И он был невероятно общительным на сцене, но это был его сценический образ, который скрывал от всех его застенчивость».
«Его вдохновляли такие люди, как Клифф Ричард и Джими Хендрикс, и он превратил себя в то, что хотел увидеть».
«У него был действительно фантастический талант управлять сценой, независимо от того, насколько большим было это место – стадион "Уэмбли" или что-то другое».
«Он мог вовлечь каждого в свое любимое дело, потому что он легко угадывал настроения людей, как бы представлял себя на их месте. Он говорил: «Ты можешь стать рок-богом…как я». И это оказывало потрясающий эффект. Ему было невозможно не поверить, поэтому люди становились более уверенными в себе, больше не боялись рисковать и пробовать что-то новое. Фредди вдохновлял их».
Можно ли сказать, что концерт на стадионе "Уэмбли" стал кульминацией вашей карьеры?
«Никто из нас не понимал это в то время, но, глядя на видеозаписи сейчас, я думаю, что мы были очень хорошо работающей и отлаженной машиной. Все было в нужном месте, и мы прекрасно взаимодействовали друг с другом.
Конечно, мы очень сильно волновались, но на сцене у нас не было иного выбора, кроме как показать то, на что мы действительно способны. И мы могли делать все что угодно – импровизировать и звучать так, как нам этого хотелось в данный момент; все это вы можете видеть на видео. Да, в 1986 году мы вернулись на наши собственные сцены и выступили на стадионе "Уэмбли" и в Небуорте, который стал последним концертом для нас.
Так что это был действительно наш пик, который оказался нашим последним туром. Когда-то мы думали, что он будет первым из многих будущих стадионных туров, но все вышло совсем не так, поскольку мы больше не могли делать это с Фредди.
Очевидно, 1986 год был отличным временем, но после этого наши концерты закончились».
Я помню, как спокойно смотрел выступление за выступлением на "Live Aid", пока вы, ребята, не вышли на сцену…
«Вы знаете, в те дни все было по-другому. "Live Aid" был действительно живым, и все просто пришли сюда, без своего привычного оборудования, поскольку это считалось неким общим фоном. Общая аудитория, общее освещение и так далее, поэтому все оставили свое личное эго за дверью и просто получали удовольствие от процесса. Однако все было не так просто. Техническая сторона иногда была не так хороша, как планировалось, и Пол Маккартни пострадал больше всех здесь, поскольку его микрофон не работал.
К счастью для Queen, нас окружали отличные технические специалисты, которые сделали все, что только было возможно в тех условиях. И мы были действительно к этому готовы, поскольку мы уже выступали на огромных стадионах в Южной Америке и Японии».
«Очевидно, у нас было некое несправедливое преимущество в этом, однако мы также придерживались правила играть только хиты, поскольку это был такой "музыкальный автомат". Так что мы просто втиснули сюда столько хитов, сколько могли, в те 20 минут, которые они нам дали. И это отлично сработало, что было похоже на мечту; это было действительно здорово».
«В наши дни концерты проходят по-другому: все эти отчетные мероприятия, когда все четко идет по плану; все просто бояться выступать. Я имею в виду работу промоутеров, которые хотят, чтобы вы выступали с вашим жестким диском, что просто невозможно для живой группы. Некоторые из нас никогда не будут это делать, например, вы видели, как я исполнил соло на церемонии закрытия Олимпийских игр, и это было полностью вживую».
Каково это быть рок-звездой?
«Очень, очень хорошо. Это ни на что не похоже. Когда вы достигаете успеха в этом, вы чувствуете связь с аудиторией, и все растворяется в одном моменте. Это так здорово, и это то, что я действительно люблю».
Каким был самый худший момент в истории Queen?
«Я думаю, это потеря Фредди. Этот момент навсегда останется в моей памяти. Вы никогда не сможете полностью смириться с чем-то подобным. Это как потерять семью, так что это было хуже всего».
Ваша песня "Don't Stop Me Now" стала гимном вечеринок. Текст песни довольно возмутительный, и вас не беспокоит, что она стала таким легким гимном?
«Легким? Я не знаю, насколько это кажется легким, но она была довольно возмутительной в некотором смысле.
Кажется, после записи в студии мы подумали: «О, это большой хит». Тем не менее это не произошло в то время, но с тех пор многое изменилось. Песня стала настоящим хитом.
Возможно, это самая популярная запись Queen из всех. На самом деле это никогда не было моей любимой композицией, написанной Фредди, но я думаю, он сочинил её довольно быстро. Лично мне больше нравятся такие проникновенные вещи, как "The Miracle" и "Life Is Real". Мне очень нравятся те по-настоящему созерцательные песни, которые он делал».
«Люди обожали выступления Фредди. Тогда он любил говорить: «Давайте просто выйдем и хорошо проведем время». Действительно».
Как работала творческая команда в Queen? Как вы писали свои песни?
«У каждого из нас был свой стиль или способ написания песен, однако все четверо писали. Можно сказать, это всегда была своего рода дискуссия – в лучшие времена и напряженные споры в – в худшие…
Когда у вас есть песня, вы считаете её своим детищем, но вы должны поделиться этим со всеми, и здесь каждый может сказать все, что захочет. Иногда это действительно сложно, потому что вы не можете отпустить своего ребенка. Но у нас существовал некий неписанный закон, по которому последнее слово было за тем человеком, который принес песню, и он мог решить, как она должна была выглядеть в итоге.
В реальной жизни следовать этому принципу нелегко. Можно сказать, мы распадались каждый раз, когда приходили в студию, поскольку мы часто переставали быть терпеливыми друг к другу, но потом каким-то удивительным образом создавали новое направление».
Из интервью BBC Radio 2, 2023 г.
Тогда Брайан Мэй рассказал, как Фредди Меркьюри относился к своей игре на фортепиано. «У него был очень индивидуальный стиль, например, были определенные клавиши, на которых он любил играть, но это было очень нелегко для гитариста. И это оказало на меня огромное влияние, поскольку благодаря этому я научился играть в определенной тональности. Я мог сыграть что угодно, и это действительно здорово. На самом деле гитаристы ненавидят это делать, но, поскольку это было в нашей группе, мне приходилось искать новые способы исполнения.
То, как сочетались фортепиано и моя гитара, это удивительно…как бы это сформулировать…это был действительно узнаваемый ингредиент в нашей работе».
«Фредди был великим пианистом, здесь не может быть никаких сомнений. Но он не считал себя таким, поэтому со временем играл все меньше и меньше. Тогда он стал приглашать других людей играть за него, но нам нравилось, как он играл на фортепиано. Если вы послушаете старые минусовки "Good Old-Fashioned Lover Boy", "Killer Queen", "Play the Game" и некоторые другие, вы услышите, что он взаимодействовал с Роджером и Джоном просто монументально. Он был очень ритмичным пианистом, был совершенно исключительным в этой области».