Найти в Дзене
Libertà

«ДОЧКИ-МАТЕРИ» НЕМНОГО О ВАДИМЕ И ПЕТРЕ

В комментариях к статьям об этом фильме читатели часто сравнивают Вадима Антоновича и Петра, мол, первый ничего не добился и вообще какой-то вялый, и семья у него не такая, как надо. Зато Петр неотразим - тут тебе и успех, и поездки по заграницам, и харизма, в общем, любимец публики. Я вижу этих героев иначе. Сначала о «вялом» Павле Антоновиче. Наверняка все заметили, что он болен - лежит в постели, горло завязано. Наши братья по разуму своеобразно болеют, я о мужчинах, если что. В предынфарктном состоянии они способны ухаживать за девушками, зато при температуре тела выше 36,6 закатывают очи и просят вызвать нотариуса. Мы их любим и понимаем, что вся эта петрушка тянется из детства, когда мальчику твердили: «Не плачь, ты мужчина, ты вот это обязан, а это не должен никогда делать». Выросшие мальчики мечтают чтобы их долюбили и пожалели, поэтому инсценируют тяжелое протекание насморка. Елена Алексеевна прекрасно понимает своего мужа - она любит, супруга, жалеет, разделяет его мысли. Теп
кадр из фильма С. Герасимова "Дочки матери" Петр - С. Герасимов, Вадим - И. Смоктуновский
кадр из фильма С. Герасимова "Дочки матери" Петр - С. Герасимов, Вадим - И. Смоктуновский

В комментариях к статьям об этом фильме читатели часто сравнивают Вадима Антоновича и Петра, мол, первый ничего не добился и вообще какой-то вялый, и семья у него не такая, как надо. Зато Петр неотразим - тут тебе и успех, и поездки по заграницам, и харизма, в общем, любимец публики.

кадр из фильма
кадр из фильма

Я вижу этих героев иначе. Сначала о «вялом» Павле Антоновиче. Наверняка все заметили, что он болен - лежит в постели, горло завязано.

Наши братья по разуму своеобразно болеют, я о мужчинах, если что. В предынфарктном состоянии они способны ухаживать за девушками, зато при температуре тела выше 36,6 закатывают очи и просят вызвать нотариуса.

Мы их любим и понимаем, что вся эта петрушка тянется из детства, когда мальчику твердили: «Не плачь, ты мужчина, ты вот это обязан, а это не должен никогда делать».

Выросшие мальчики мечтают чтобы их долюбили и пожалели, поэтому инсценируют тяжелое протекание насморка.

кадр из фильма
кадр из фильма

Елена Алексеевна прекрасно понимает своего мужа - она любит, супруга, жалеет, разделяет его мысли.

Теперь вернемся в более древнее время и попробуем понять, почему Елена выбрала в мужья Вадима, а не Петра.

Студент Вадим ставил на первое место семью, а не собственные достижения в отличие от аспиранта Петра. Поэтому Елена выбрала Вадима, и в результате имеет хороший тыл в виде любящего мужа (не без недостатков), который позволяет ей заниматься любимым делом за копейки, а не вкалывать.

К сведению: в то время работники культуры получали скромные деньги, если не имели званий. А Елена Сергеевна всего лишь ведет студию хореографии во дворце культуры.

У нее хорошая четырехкомнатная квартира практически в центре Москвы, добытая, скорее всего, благодаря усилиям мужа, который всегда при ней, что тоже важно. Не «зажигает» во Франкфурте на Майне, а чихает в соседней комнате.

В свое время Вадим Антонович растерялся из-за выбора «карьера или семья», но сделал этот выбор в пользу семьи. Он переживает не столько о том, что не стал знаменитым, сколько о том, что его могут пожалеть. Поэтому и к телефону не подходит, и с Петром встречаться не хотел.

кадр из фильма
кадр из фильма

Вадим Антонович занял не совсем правильную позицию в отношении друга. Он ведет себя как человек, которого могут подозревать в зависти к успеху друга. Ему бы обнять своих любимых женщин и сказать: «А у меня вот какие самоцветы яхонтовые!» Тут Петр и завял бы потому что у него как раз семьи нет, он приезжает к Вадиму погреться в тепле его домашнего очага.

Уже не сравнивая и не противопоставляя этих героев, обращу внимание на порядочность Вадима Антоновича, ответственность за все, что он делает.

В беседе с Петром хозяин говорит, что не умеет подстраиваться, кивнуть кому надо, что повлияло на его карьеру - он всего лишь преподаватель в ВУЗе.

кадр из фильма
кадр из фильма

Еще более показательны слова о профессии поэта. Вадим Антонович сказал то, с чем я полностью согласна. Быть профессиональным поэтом или писателем, а еще хуже, именовать себя так, означает дорогу поперек себя потому, что «стихи рождаются в сердце».

Заставлять себя писать невозможно, ничего путного из этого не выйдет потому, что для творчества требуется внутренняя свобода и талант, разумеется.

кадр из фильма
кадр из фильма

Вадиму Антоновичу не нравится Оля,  «которой все ясно в этой жизни». Все его обращения к девушке, полны иронии, которую она не всегда замечает. Наверное нет нужды напоминать, что чем человек умнее, тем больше он сомневается в себе, в правильности того, что делает.

Петр имеет всемирную известность, возможность посмотреть мир, но семьи у него нет. Как вариант, у таких мужчин могут быть внебрачные связи, речь не об этом.

Талантливый, успешный человек все-таки приезжает к другу хоть на полчаса, значит, это потребность души.

Петру так же необходимо это  общение, как и Вадиму. Они могут за полчаса решить свои внутренние проблемы и конфликты в этом общении, что в результате и происходит.

Петр уезжает довольный, а Вадим после его отъезда устраивает праздник в доме и пишет стихи своей жене. Не Ольга на него так повлияла, она для него чужеродное тело, а Петр.