Найти тему
Наука и фантастика

В галактику Андромеды вместе с Ксенакисом

Оглавление
Галактика Андромеды. Фото из Википедии, свободная лицензия.
Галактика Андромеды. Фото из Википедии, свободная лицензия.

Красивая спиральная галактика Андромеды уже начала процесс сближения с нашей галактикой Млечный путь, и столкновение произойдет примерно через 4 миллиарда лет. Поскольку всё будет происходить постепенно, две галактики сольются в одну еще через 2 миллиарда лет. Мы уж точно этого не увидим, ибо есть риск, что Солнечную систему выбросит с ее привычного места, да и вообще нашему шарику так долго не продержаться.

Однако мечты о полете к Туманности Андромеды, или к галактике Андромеды давно вдохновляли фантастов и прочих творческих людей.

Ксенакис

Среди них - Яннис Ксенакис (1922-2001), французский композитор греческого происхождения. Французом он стал отчасти поневоле: во время оккупации Греции фашистской армией Муссолини он подался в партизанский отряд, был ранен, его пытались насильно мобилизовать в официальную армию Греции (на тот момент - часть нацистской коалиции), он бежал за границу, был объявлен государственным преступником и заочно приговорен к смертной казни. С 1947 года он жил в Париже, работая и как архитектор (ученик и соавтор великого ЛЕ Корбюзье), и как композитор.

Фото отсюда: https://music-museum.ru/about/news/arxitektor-novejshej-muzyiki-yanis-ksenakis.html
Фото отсюда: https://music-museum.ru/about/news/arxitektor-novejshej-muzyiki-yanis-ksenakis.html

Музыка Ксенакиса принадлежит к так называемому "второму авангарду", сформировавшемуся в Западной Европе после 1945 года, но в большей мере - в 1950-х. Крупнейшие представители этого направления - Карлхайнц Штокхаузен (см. мои статьи о нем в Дзене, тут и тут), Пьер Булез, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети и другие.

Сочинения Ксенакиса основаны на математических расчетах ("стохастический метод композиции") и довольно трудны для восприятия неподготовленной аудиторией. Большинство из них носят мудреные названия на греческом языке имеющие абстрактный или символический смысл:

Pithoprakta» (Действие вероятностей, для оркестра, 1955—1956), «Achorripsis» (Брошенное эхо, для 21 инструмента, 1956—1957), «Polla ta dhina» (Множество чудес в мире, для оркестра и детского хора, 1962), «Terretektorh» (Конструирование через действие, для оркестра, 1966).

Некоторые написаны для обычных акустических инструментов, включая большой симфонический оркестр, другие для сочетания инструментов и электроники, но есть и чисто электронные.

К последним относится очень специфическая пьеса, о которой я и хочу рассказать.

Япония - космос - компьютер

В 1989 году в Осаке проходила выставка воздушных змеев, устроенная в храме Камеяма Хонтокуджи.

Японские воздушные змеи. Обложка журнала 1960 года.
Японские воздушные змеи. Обложка журнала 1960 года.

о этому случаю Ксенакис создал чисто электронную пьесу под названием "Одинокий полет Унари к Андромеде" (Voyage Absolu Des Unari Vers Andromède).

Унари, насколько мне удалось выяснить - это персонаж японской мифологии, полурусалка-полудракон (от папы дракона у нее рога), довольно страхолюдная и грозная, но следящая за порядком в море.

Глубоководная русалка. Не совсем Унари, но тоже ничего. Автор: MichellePapadopoulos, отсюда: https://ru.pinterest.com/pin/521432463116558496/
Глубоководная русалка. Не совсем Унари, но тоже ничего. Автор: MichellePapadopoulos, отсюда: https://ru.pinterest.com/pin/521432463116558496/

Ксенакис использовал изобретенный им в 1977 году электронный девайс под названием UPIC (расшифровывается как Unité Polyagogique Informatique CEMAMu). Девайс создан в парижском центре Centre d'Etudes de Mathématique et Automatique Musicales (CEMAMu). Собственно, это планшет, присоединенный к компьютеру, и позволяющий перевести графику в звук. Композиционной единицей становится не нота, как в обычной музыке, а волна.

Послушать космическую музыку Ксенакиса с визуализацией процесса можно в сети. Но сразу предупреждаю: это - на любителя. Только не надо сразу плеваться кипятком и изрекать нечто вроде "Это вообще не музыка!". Нет. Музыка. Вполне соответствующая совершенно фантастическому и аюсолютно неземному сюжету.

--

В моей космоопере "Хранительница" нечто подобное иногда сочиняет инопланетный гений музыки - принц Ульвен Киофар Саонс, один из героев последних книг ("Наследник", "Двойник" и "Возвращение Улисса").

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.

Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".

ДЗЕН ПО-ПРЕЖНЕМУ ГРОБИТ МОЙ КАНАЛ, НЕ ДАВАЯ ПОКАЗОВ НИКАКИМ СТАТЬЯМ И ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ НАЧИСЛЯЯ ПО 1-2 РУБЛЯ В ДЕНЬ. Я ТУТ НЕ РАДИ ДЕНЕГ, А РАДИ ЧИТАТЕЛЕЙ. ЧИТАЙТЕ, ССЫЛАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.