Красивая спиральная галактика Андромеды уже начала процесс сближения с нашей галактикой Млечный путь, и столкновение произойдет примерно через 4 миллиарда лет. Поскольку всё будет происходить постепенно, две галактики сольются в одну еще через 2 миллиарда лет. Мы уж точно этого не увидим, ибо есть риск, что Солнечную систему выбросит с ее привычного места, да и вообще нашему шарику так долго не продержаться.
Однако мечты о полете к Туманности Андромеды, или к галактике Андромеды давно вдохновляли фантастов и прочих творческих людей.
Ксенакис
Среди них - Яннис Ксенакис (1922-2001), французский композитор греческого происхождения. Французом он стал отчасти поневоле: во время оккупации Греции фашистской армией Муссолини он подался в партизанский отряд, был ранен, его пытались насильно мобилизовать в официальную армию Греции (на тот момент - часть нацистской коалиции), он бежал за границу, был объявлен государственным преступником и заочно приговорен к смертной казни. С 1947 года он жил в Париже, работая и как архитектор (ученик и соавтор великого ЛЕ Корбюзье), и как композитор.
Музыка Ксенакиса принадлежит к так называемому "второму авангарду", сформировавшемуся в Западной Европе после 1945 года, но в большей мере - в 1950-х. Крупнейшие представители этого направления - Карлхайнц Штокхаузен (см. мои статьи о нем в Дзене, тут и тут), Пьер Булез, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети и другие.
Сочинения Ксенакиса основаны на математических расчетах ("стохастический метод композиции") и довольно трудны для восприятия неподготовленной аудиторией. Большинство из них носят мудреные названия на греческом языке имеющие абстрактный или символический смысл:
Pithoprakta» (Действие вероятностей, для оркестра, 1955—1956), «Achorripsis» (Брошенное эхо, для 21 инструмента, 1956—1957), «Polla ta dhina» (Множество чудес в мире, для оркестра и детского хора, 1962), «Terretektorh» (Конструирование через действие, для оркестра, 1966).
Некоторые написаны для обычных акустических инструментов, включая большой симфонический оркестр, другие для сочетания инструментов и электроники, но есть и чисто электронные.
К последним относится очень специфическая пьеса, о которой я и хочу рассказать.
Япония - космос - компьютер
В 1989 году в Осаке проходила выставка воздушных змеев, устроенная в храме Камеяма Хонтокуджи.
о этому случаю Ксенакис создал чисто электронную пьесу под названием "Одинокий полет Унари к Андромеде" (Voyage Absolu Des Unari Vers Andromède).
Унари, насколько мне удалось выяснить - это персонаж японской мифологии, полурусалка-полудракон (от папы дракона у нее рога), довольно страхолюдная и грозная, но следящая за порядком в море.
Ксенакис использовал изобретенный им в 1977 году электронный девайс под названием UPIC (расшифровывается как Unité Polyagogique Informatique CEMAMu). Девайс создан в парижском центре Centre d'Etudes de Mathématique et Automatique Musicales (CEMAMu). Собственно, это планшет, присоединенный к компьютеру, и позволяющий перевести графику в звук. Композиционной единицей становится не нота, как в обычной музыке, а волна.
Послушать космическую музыку Ксенакиса с визуализацией процесса можно в сети. Но сразу предупреждаю: это - на любителя. Только не надо сразу плеваться кипятком и изрекать нечто вроде "Это вообще не музыка!". Нет. Музыка. Вполне соответствующая совершенно фантастическому и аюсолютно неземному сюжету.
--
В моей космоопере "Хранительница" нечто подобное иногда сочиняет инопланетный гений музыки - принц Ульвен Киофар Саонс, один из героев последних книг ("Наследник", "Двойник" и "Возвращение Улисса").
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.
Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".
ДЗЕН ПО-ПРЕЖНЕМУ ГРОБИТ МОЙ КАНАЛ, НЕ ДАВАЯ ПОКАЗОВ НИКАКИМ СТАТЬЯМ И ИЗДЕВАТЕЛЬСКИ НАЧИСЛЯЯ ПО 1-2 РУБЛЯ В ДЕНЬ. Я ТУТ НЕ РАДИ ДЕНЕГ, А РАДИ ЧИТАТЕЛЕЙ. ЧИТАЙТЕ, ССЫЛАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.