Создание Воронежского адмиралтейства
В 1696 году Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал Воронеж местом строительства военного флота. В 1700 году петровским указом создаётся Воронежский адмиралтейский приказ 🇷🇺(Воронежское адмиралтейство) для централизованного управления строительства кораблей в Воронеже и других городах на реках Воронеж и Дон.
С созданием адмиралтейства прекращена была кораблестроительная деятельность кумпанств, оказавшаяся на практике весьма неудовлетворительною. Запутанность в делах и ссоры кумпанств между собою вызвали (1700 г. 20 апреля) указ об окончательном с ними расчете и об определении постоянной суммы на содержание флота.
Для постоянного числа рабочих рук сообразно потребностям Петр I решил заменить существовавшую до того систему наряда назначением в pспоряжениe Воронежского адмиралтейства нескольких городов Белгородского полка, которые могли бы выставлять известное число людей.
Царским указом 21 марта 1701 г. десять городов Белгородского полка, а именно: Воронеж, Землянск, Коротояк, Костенск, Орлов, Усман, Доброе, Демшинск, Сокольск и Белоколодск, в зависимости от разряда поступили в ведение адмиралтейского приказа. Эти города должны были выставлять ежегодно для корабельного и струговаго дела в Воронеж 20000 человек (м). В июне к адмиралтейству приписан еще один город, Елец, обязанный выставлять 6976 человек. Избавляясь взамен этого от платежа корабельного налога, приписанные к адмиралтейству города должны были однако доставлять по прежнему в Белгород следуемые с них хлебные сборы на продовольстие войск и содержание государева шахтра в Воронеже.
Корабельных дел мастера, их помощники и созданные ими первые русские корабли
Широко известны в истории отечественного кораблестроения имена знаменитых российских и иноземных корабельных мастеров, рабтавших под непосредственным началом Петра I. Это Осип Най, Федор Скляев, Анисим Верещагин, Гаврила Меньшиков, Ричард Козенц и др. Но гораздо менее известны или вернее сказать совсем неизвестны имена многочисленных плотников, подмастерьев, начальных и работных людей, трудившихся над постройкой первых русских кораблей.
Исследование архивных документов показало, что представители сразу трёх родственных фамилий были задействованы в корабельном и струговом деле на Воронеже в Азовский период зарождения и развития российского флота. Это добринец Свирид Колыхалов, а также землянцы Иван Доровской и Роман Стародубцов.
Уникальный документ из Российского государственного архива архива древних актов свидетельствует:
1700 года марта 2 день в Добром на съезжем дворе разборщику Картелью Григорьевичу Рудневу Добренского уезду села Раковых Ряс сын боярский Тит Артемов сын Колыхалов в правду,- служил я городовую службу с 1687 году и ныне стар и дряхл, а служит вместо меня сын мой Свирид и ныне на Воронеже у стругового дела, у меня другой сын Федка в возрасте, поместья за мною в селе Раковых дватцать пять четей, а оприч того детей и свойственников и пришлых людей, крестьян и бобылей и оброчных статей за мною нет. А будет я в сей скаске сказал что ложно указал бы Великий Государь взять на меня пеню и учинить наказание».
Свирид Колыхалов, мой прямой предок по отцовской линии в десятом колене (поколенная роспись Колыхаловых была приведена ранее).
Кстати г. Добрый (ныне с. Доброе Липецкой области) по праву считается "колыбелью" российского флота. Именно здесь на реке Воронеж по указу Петра I в 1695 г. были заложены первые корабельные верфи будущего Воронежского адмиралтейства, с чего началось строительство кораблей для Азовского похода.
В другом сохранившимся до наших дней документе - Записной книге работных людей Приказа адмиралтейских дел за 1706 год приведена Роспись плотников землянцев..., которые работали октября с 22 числа. В ней указан указан Роман Стародубцов из села Новая Альшанка, мой пра(9)дед по линии отца.
В этой же Записной книге указан ещё один мой вероятный предок, работавший на воронежских корабельных верфях в 1706 году, - землянец Иван Доровской.
Любопытно было узнать, какие именно корабли российского флота строились на Воронеже в этот период времени. И вот, что удалось найти.
27 апреля 1700 года был спущен на воду легендарный трёхмачтовый линейный корабль Гота Предестинация или Божие Предведение, строительство которого началось в 1698 году.
Гото Предестинация стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Во время своей службы линейный корабль входил в состав Азовского флота.
Корабль вызывал восторженные отзывы современников, впечатлял своими великолепными пропорциями и богатой отделкой.
Генерал-адмирал Головин Ф.А. писал гетману Мазепе:
«О корабле, сделанном от произволения монарха нашего, извествую: есть изрядного ей, художества, наипаче что зело размером добрым состроенный, что с немалым удивлением от английских и голландских есть мастеров, которые уже много лет сие искусство употребляют».
Сам Петр I в своих записках «Мнение о некоторых судах Воронежского флота» был более сдержан в оценках:
«Корабль Божие Предведение именованный, какой есть пропорции, крепости и удобства нам писать и рассуждать не возможно, понеже нашего есть размера и труда, и того для полагаем на рассуждение...».
После радости от спуска на воду своего первого детища, отгремевших по случаю торжеств и принятых похвал и поздравлений, наступило время реально оценить результаты, которые оказались не столь многообещающими.
Гото Предестинация, поставленная рядом с наевской Черепахой в реке Воронеж в течении 1700 – 1701 гг., ей всё-таки проигрывала. К 1702 году с великими трудностями, последней из общего числа 15 кораблей, Предестинацию провели на Устье и с помощью шлюзования этого места, установили на блоках, устроенных на заливаемой в половодье прибрежной низине. Ф.М. Апраксин отметил, что осадка корабля превысила запланированное и достигала на тот момент 11 футов. На недостатки корабля Петр I обратил внимание еще в 1701 году, когда после осмотра всего выстроенного, весьма похвалил наевскую «Черепаху», но очень скромно отозвался о своей «Предестинации». По ряду причин к исправлениям допущенных при проектировании и строительстве просчетов приступили только в 1705 году. Все это время корабль находился на блоках в Устье. По устным распоряжениям Петра «Предестинация» подверглась перестройке «снизу», так называемым «подделкам». В конечном итоге корабль был переведен в Азов только в июне 1710 года.
8 марта 1703 года Фёдором Скляевым в Воронеже был заложен корабль 50-пушечного ранга, спроектированный Петром I и получивший впоследствии название «Быстрая ластовица» («Ластка»). Время, затраченное на строительство корабля, показывает достаточно высокий профессиональный уровень русских плотников и мастеров. Как бы то ни было, но уже 7 августа 1704 года Ф.М. Апракин сообщал государю, что «...Старый Орел и Быстрая Ластовица просят милости о совершении, благоволи прислать к ним делателя…», т.е. корабль был готов к спуску на воду.
Выработанные при строительстве «Ластки» удачные пропорции и конструкторские решения были положены в основу при проектировании целой серии линейных 50-пушечных кораблей типа «Выборг» (к данному типу линейных кораблей относятся: «Выборг», «Пернов», «Рига», «Архангел Рафаил», «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил», построенные на Олонецкой верфи и в Архангельске в 1708 – 1713 гг.) для русского Балтийского флота, тем самым продемонстрировав непосредственное влияние воронежского кораблестроения на создание флота открытого моря на Балтике.
Тяготы корабельного дела
Но существует и обратная сторона строительства российского флота. Многие люди от объемной и тяжелой работы, в том числе по постройке кораблей, многочисленных и немалых сборов бежали, в основном на Дон. Вот, к примеру, ситуация по Землянску.
Из переписки землянского воеводы В.И. Игнатьева с Приказом адмиралтейских дел:
"Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу ..... холоп твой Василей Игнатьев челом бьет. В нынешнем, Государь, 1704 году мая 26 ..... землянцы работные люди первые половины высланы были в Землянской для росписки и посылки на работу в кумпанство к греку Ивану Федотову и по смотренным, Государь, спискам на смотре не явилось к росписке на работу землянцев работных людей четырехсот восьмидесяти девяти человек. А на смотре ж ..... землянцы ...... сказали, те де выше писанные работные люди из Землянска сбежали после моей, холопа твоего, переписи прошлого 1702 году. В том числе из одних дворов от отцов и от братьев и от свойственников своих четыреста два человека, да с женами и с детьми, покинув дворы и помесные свои земли впусте – восемьдесят семь человек. И те, Государь, беглецы приходят в Землянской к отцам же своим и к братьям и к свойственникам, жен своих и детей и пожитки увозят в новопостроенные места утайкою. А отцы их и братья и свойственники, не проча пожитки свои и дворовое строенье, избывают и за ними..."
Однако изученные архивные материалы позволяют сделать вывод, что правительство во главе с государем по меркам того времени, если можно так выразиться, со всей ответственностью относилось к нетчикам-беглецам, осознавая, в каких тяжелейших условиях им приходилось работать. Списки, не явившихся на работы, регулярно направлялись воеводам на места для проведения розыска. Тех, кого находили, возвращали обратно на работы, иногда более тяжёлые, чем раньше. Да и какое для них могло быть придумано наказание, ведь труд на корабельных верфях итак был сравним с каторжным. Потому каждый "работный человек", а тем более обученный плотницкому делу был на счету, был важен на своём месте.
Конечно, сейчас мы вряд ли достоверно сможем установить, кто именно из тысяч служилых и работных людей, принимавших участие в создании русского флота, участвовал в строительстве того или иного корабля. Но каждый из них внёс свой весомый вклад не только в развитие корабельного дела, но и в укрепление основ российской государственности на важном историческом этапе.
P.S. Интересно, что спустя двести лет уже в Сибири за тысячи вёрст от родного края потомки землянцев Елфимовы из Воронежской губернии породняться с добренецами Колыхаловыми из Рязанской губернии, переселившись на Алтай во второй половине XIX века. Возможно их связала между собой генетическая память о тех далеких временах либо семейные предания и воспоминания о родных и дорогих сердцу местах.
Литература:
1. Елагин С.А. История русского флота. Период Азовский. СПб, 1864.
2. Записная книга работных людей Приказа адмиралтейских дел за 1706 год. ГАВО. И171. Оп. 4. Д. 121.
3. Сказки служилых людей г. Доброго и уезда. РГАДА, Ф.210, Оп.13, Д. 2401.
Автор статьи:
Ульянов Александр Юрьевич