Песок – один из основных компонентов асфальта. В асфальтобетонной смеси он выполняет роль мелкого заполнителя, от него также зависят характеристики будущего асфальтового покрытия. Вот почему к этому материалу предъявляются особые требования, строго регулируемые государственными стандартами.
В этой статье мы подробно расскажем о том, какой песок нужен для асфальта.
Мы ответим на следующие вопросы:
- Какова роль песка в асфальтобетонной смеси
- Какие нормативные документы регулируют качество песка для этих работ
- Какая существует альтернатива песку в этой задаче
Начнем с первого пункта.
Роль песка в асфальтобетонной смеси
Как мы уже отметили выше, песок в асфальтобетонной смеси играет роль мелкого заполнителя. По сути, его задача здесь та же, что и в бетоне.
Так, песок:
- Заполняет собой промежутки между крупным заполнителем (щебнем или гравием), если он есть, благодаря чему асфальтобетонная смесь получается плотной и прочной
- Равномерно распределяет нагрузку
- Предотвращает усадку асфальта
- Обеспечивает объем асфальтобетонной смеси
Таким образом, можно сделать вывод, что этот материал – важная часть будущего асфальтового покрытия. Это утверждение особенно актуально, если вспомнить, что песок входит в состав почти каждой разновидности асфальта.
Его берут для производства следующих видов (в зависимости от типа минеральной составляющей):
- Песчаного (здесь он вообще является основным компонентом)
- Щебеночного
- Гравийного
При этом данные виды могут быть горячими, теплыми или холодными, а также плотными, литыми или щебеночно-мастичными и прочими.
Если вы хотите знать больше о том, какие разновидности асфальта в принципе существуют, читайте нашу страницу Виды асфальтобетона.
Возможно, вам также будет интересно прочитать о технологии приготовления асфальтобетонных смесей. Об этом мы подробно рассказывали в нашей статье Производство асфальта.
Нормативные документы
Существует несколько государственных стандартов, в которых в том или ином ключе упоминаются требования к песку в составе асфальта. Ниже мы их перечислим и попробуем в них разобраться.
Итак, первый документ, на который стоит обратить внимание, это ГОСТ 9128-2013, который называется «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические требования». В нем несколько раз по тексту говорится, что природный песок, который используется для приготовления асфальтобетонных смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014. Этот государственный стандарт называется «Песок для строительных работ. Технические требования». В его назначении (области применения) также указано, что:
«Настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3 и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ».
Вроде бы вопросов больше не должно быть: если дорожный ГОСТ ссылается на строительный (к слову, самый популярный в своем роде), то так тому и быть. Тем более, не нужно забывать, что, во-первых, в строительном ГОСТе к песку прописаны достаточно жесткие требования, а во-вторых, область применения этого стандарта также включает в себя устройство покрытий автомобильных дорог.
Однако существует еще один документ, конкретно дорожный, который также регулирует требования к песку для асфальта. Это ГОСТ 32824-2014, который называется «Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования». В его назначении написано следующее:
«Настоящий стандарт распространяется на природный песок с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3, предназначенный для строительства, ремонта, содержания и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, и устанавливает технические требования к нему».
На этот документ, в частности, ссылается ГОСТ Р 58401.1-2019, который называется «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования».
Так какому же документу тогда верить?
Ответ мы найдем в международном общественно-публицистическом научно-техническом журнале «Дороги России» № 1 (115) 2020, который выпускает Министерство транспорта Российской Федерации.
Вот некоторые важные для нас и нашей статьи выдержки из раздела «Новые стандарты дорожного асфальтобетона» (начало раздела на странице 14):
- Дорожная отрасль динамично развивается в России и во всем мире. Главная задача сегодня – повышение долговечности дорожного полотна, увеличение межремонтных сроков. Добиться успехов в решении этих задач можно в том числе благодаря усовершенствованию методов проектирования асфальтобетона. Поэтому вопросы сохранности дорожной сети, качества асфальтобетонных смесей и их укладки нынче выходят для дорожников на самый первый план.
- Росавтодор уже успешно применяет в дорожном строительстве два новых комплекса нормативных документов на асфальтобетон. Один из них – отечественный аналог североамериканской системы Superpave, а второй аккумулирует европейский опыт в этой области. По этим технологиям было построено уже более ста участков автодорог федерального и регионального значения.
- В последние годы Федеральное дорожное агентство проводит множество научно-исследовательских работ для развития технологий дорожного асфальтобетона. С учетом методологии Superpave в России разработаны предварительные национальные стандарты проектирования асфальтобетона, технических требований к асфальтобетонным смесям и методов их испытаний. Эти ПНСТ стали основой для национальных стандартов, гармонизированных с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
- Автомобилей становится все больше, нагрузка на дорожную сеть растет, ужесточаются требования к безопасности дорожного движения. Все это вынуждает специалистов дорожной отрасли реагировать на изменения и совершенствовать работу.
- На основании анализа отраслевых стандартов, проведенного в 2019 году, разработан трехуровневый классификатор нормативных документов. Между ними в дальнейшем будут выявляться противоречия, из нормативной базы исчезнут неактуальные требования. Ключевые критерии, связанные с инновационной деятельностью, планируется выделить как основу будущей Стратегии. Анализу при этом подвергаются документы всех уровней – от отраслевого до государственного. Итогом после полевых испытаний и обобщения данных станет изменение действующих государственных стандартов.
- Стандартами ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002 уже нельзя пользоваться по правовым соображениям: они не соответствуют требованиям ТР ТС «Безопасность автомобильных дорог». Но есть и более веская причина для их отмены. Так, технические требования к асфальтобетону впервые были установлены в нашей стране в 1930-е годы. В 1960-е годы появился ГОСТ 9128, в который периодически вносились изменения до 2013 года. По сути, требования к асфальтобетону существенным образом не менялись все это время! Изменились почти все условия нашей жизни, а мы до сих пор ориентируемся на нормативы чуть ли не вековой давности.
- Почти все требования к гранулометрическому составу, объемным и физико-механическим свойствам асфальтобетона до недавних пор оставались практически неизменными с 1940-х годов. Даже оценка сдвигоустойчивости, появившаяся в ГОСТ в 2009 году, оказалась неприменимой в реальности. Она напрямую зависит от методов изготовления и испытания образцов асфальтобетона, но результаты таких испытаний показывают, что по коэффициенту внутреннего трения образца невозможно судить о его подверженности пластической деформации. Максимальная колея получается на образцах с лучшим показателем коэффициента внутреннего трения. То есть на самом сдвигоустойчивом материале образуется самая глубокая колея. Теория Кулона, на основании которой было разработано требование к показателю сдвигоустойчивости, — рабочая, но методы испытания оказались непригодны для его корректной оценки.
Таким образом, далее в нашей статье мы будет придерживаться исключительно ГОСТ Р 58406.1-2019. Этот документ, напомним, ссылается на ГОСТ 32824-2014, который содержит требования к песку. На эти же требования будем ориентироваться и мы в нашей следующей статье.
В заключительном разделе мы несколько слов скажем о том, какой еще материал помимо песка может использоваться в роли мелкого заполнителя в асфальтобетонным смесях.
Альтернатива песку в асфальтобетоне
Единственная альтернатива песку в асфальтобетоне, которая существует, это отсев.
Его также называют:
- Песком из отсевов дробления
- Песком дробленым
- Искусственным песком
- Дробленым песком из горных пород
Этот материал целиком и полностью состоит из измельченной горной породы и представляет собой побочный продукт при производстве щебня. Подробно о способе его получения вы можете прочитать на нашей странице Производство отсева. О его разновидностях мы также писали в нашей статье Виды отсева.
Требования к отсеву для асфальта также регулируются государственными стандартами. ГОСТ Р 58401.1-2019 при этом ссылается на ГОСТ 32730-2014, который называется «Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования». Этот стандарт распространяется на отсев с истинной плотностью зерен от 2,0 до 3,5 г/см3, предназначенный для строительства, ремонта, содержания и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
В целом, требования к отсеву в этом документе схожи с теми, которые предъявляются к природному песку. Подробно об этом мы рассказывали в нашей статье Отсев для асфальта.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.