Найти тему
Берлога книголюба

Путешествие по сказкам: как персонажи из славянской мифологии показаны в художественных произведениях? Кощей Бессмертный

Оглавление

Мы продолжаем знакомство с персонажами русских сказок и былин. В прошлый раз мы разговаривали о жестокой, но справедливой колдунье Бабе-Яге. В этот раз мы познакомимся с историей заклятого врага русских богатырей – Кощея Бессмертного.

Происхождение Кощея Бессмертного

Единой версии о происхождении Кощея у исследователей нет.

В одном из источников указывается, что персонаж является богом подземного царства, противником Дажьбога (бога Солнца, плодородия и солнечного света) и супругом Мары (богини Зимы и Смерти). В восточнославянской мифологии он злой волшебник, чья смерть спрятана в нескольких предметах.

По другой версии он является интерпретацией Карачуна – злого духа, сокращающего жизнь и олицетворяющего смерть в раннем возрасте.

В сказках встречается две версии написания имени: Кащей и Кощей. У лингвистов также нет единой точки зрения на происхождение имени сказочного персонажа. Существует версия, что имя произошло от названия священных книг славян «кощун». Хранителя данных писаний называли «кощеем». По другой версии, прозвище происходит от слова «кость», а по третьей – от слова «касть», означающего «пакость», «гадость» и прочее.

Также слово «кощей» встречается в произведении «Слово о полку Игореве», в котором это слово имеет значение «раб».

Как бы это ни было, персонаж плотно вошёл в русскую культуру.

Описание Кощея

-2

Кощей предстает в образе худого старца, похожего на скелета. Он обитает в замке, путь до которого тернист и опасен. Спутником персонажа выступает волшебный конь, который умеет говорить.

Несмотря на то, что он прозван бессмертным, сказки доказывают обратное. Смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове Буяне.

В славянской мифологии дуб является символом жизни и бессмертия. По нему течет особая сила, которой питается Кощей и использует в своих целях.

Образ Кощея в литературе

Георгий Милляр в образе Кощея Бессмертного в фильме «Кащей Бессмертный»
Георгий Милляр в образе Кощея Бессмертного в фильме «Кащей Бессмертный»

В литературе за персонажем закрепился отрицательный образ. Он предстает в образе злого чародея, подстерегающего путников и крадущий молодых девушек.

В сказке «Марья Моревна» Кощей похищает жену Ивана-царевича. Справиться со злодеем герою помогают мужья его сестер: Сокол Соколович, Орел Орлович и Ворон Воронович. В конечном итоге Ивану удается победить колдуна и вызволить жену из его плена.

В сказке «Кощей Бессмертный» злодей крадёт царицу, на поиски которой отправляются её сыновья. Гибнет Кощей от переломленной иглы, заключенной в яйцо.

В сказке «Царевна-лягушка» повелитель смерти забирает в плен Василису Премудрую, помещенную в тело лягушки. Небезызвестная нам Баба-Яга подсказывает Ивану-Царевичу, как победить Кощея, что и удается сделать герою.

Как в мифологии, так и в литературе Кощей Бессмертный выступает в роли отрицательного персонажа. Он эгоистичен, порочен и использует магическую силу в достижении своих целей. Можно сказать, что он является олицетворением зла и всего плохого, что есть в мире.

Его противостояние с Иваном-царевичем – это борьба между Добром и Злом, из которой Добро всегда выходит победителем.