Найти тему
смотри/учи

Джеймс Баллард"Гнезда гигантской птицы"

Начну с конца. Рассказ не понравился, да и вообще к НФ это произведение можно отнести с большой натяжкой. Кроме бэкграунда в виде некоторого постапокалиптического фона, да странного поведения некоторых персонажей, особой научно-фантастической активности замечено не было.

"Гнезда гигантской птицы" - достаточно вольный перевод оригинального названия "Storm-Bird, Storm-Dreamer".
"Гнезда гигантской птицы" - достаточно вольный перевод оригинального названия "Storm-Bird, Storm-Dreamer".

Действие рассказа «Гнезда гигантской птицы» разворачивается на просторах какой-то пост-ап пустоши, где ютятся одинокие фермы, а между ними скитаются не менее одинокие люди. Проблемы начались после использования новых аэрозольных удобрений. Часть птиц погибла, часть улетела. Ну а вернулись уже мутанты с размахом крыльев до нескольких метров. Эти птицы стали причинять людям много неудобств. . Главный герой – капитан ржавой, совсем уж тихоходной посудины по имени Криспин, который как ра денно и нощно охраняет фермы от налетов этих гигантских птиц.

Английский писатель Джеймс Баллард. Сторонник высоких литературных стандартов.
Английский писатель Джеймс Баллард. Сторонник высоких литературных стандартов.

С ними он расправляется при помощи пулемёта и верного помощника, малорослого мужчины с одной из ферм, которого зовут Квимби. Внимание Криспина то и дело привлекает одинокая женщина, что бродит по берегу и собирает перья с мертвых птиц. В общем, заготовка в большей степени подходит для артаусного триллера, кстати(!) довольно бюджетного по исполнению.

Вообще Баллард отметился как писатель, тяготеющий к разного рода проблемным персонажам, у которых не все дома, а потому и этот рассказ заканчивается несколько похожим образом. Интересного в нём, пожалуй, что поэтико-метафорическая закавыка, определенным образом выкристаллизовывающаяся к финалу этой странной и несколько патологической истории. Но и то, если эта метафора там вообще есть, точнее если это так и было задумано автором.

Пишите в комментариях, как вы истолковываете для себя последнюю выходку Криспина. Что значит полёт, и для чего он пришпилил мертвую птицу на мачту своей баржи?

Несколько слов об авторе. Джеймс Баллард - плодовитый британский писатель, которому принесли известность фантастические рассказы и романы, а также психопатологические триллеры. Прожил 79 лет, что для писателя является вполне приличным и благоприятным в творческом отношении сроком. Написал 18(два раза пересчитывал, но мог ошибиться) романов, кучу рассказов, есть даже сборники эссе.

Экранизация полуавтобиографического романа Дж.Балларда, реализованная Стивеном Спилбергом.
Экранизация полуавтобиографического романа Дж.Балларда, реализованная Стивеном Спилбергом.

Один издатель отказал Балларду, присовокупив к рукописи приписку: «Автор патологически болен». Как знать, но одно известно точно, Балларда в большей степени интересовали внутренние состояния человека, чем какие-то там пришельцы или роботы. Оно и верно, космос не только снаружи, но и внутри нас. А оттуда как известно, чего только не прилетает. Литературоведы не случайно причисляли Балларда к представителям "новой волны" в фантастике, которую отличали следующие признаки: высокие литературные стандарты, новые темы, углублённый акцент на «человеческие измерения».

Характерно, что Дэвид Кроненберг ставит фильм "Автокатастрофа" по одноименному роману Дж.Балларда.  Скажи мне, кто ставит фильмы по твоим книгам - и я скажу, кто ты.
Характерно, что Дэвид Кроненберг ставит фильм "Автокатастрофа" по одноименному роману Дж.Балларда. Скажи мне, кто ставит фильмы по твоим книгам - и я скажу, кто ты.

Баллард не только плодовитый, но и разноплановый писатель. Об этом говорит написание им романа "Фабрика бескрайних грёз" - сюрреалистической феерии эротического характера. Кстати, рассказ "Гнезда г.п." частично подпадает под это определение (в первой его части).

Ещё один фильм по произведениям Балларда. Психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города...
Ещё один фильм по произведениям Балларда. Психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города...

Вердикт: Дж. Баллард (как минимум) оригинальный писатель, чьё творчество может представлять некоторый интерес. Зайти можно как со стороны просмотра фильмов, так и прочтения отдельных коротких рассказов. Рекомендовать к прочтению "Гнезда г.п." не берусь, оставляю это на откуп баллардоведов (коли таковые имеются).

МСБ: Плохо человеку быть одному. Надо общаться, дружить, а в ситуации постапа - так тем более. Людей будет меньше, они будут переживать серьезный стресс. На примере гг видим, что безвылазное сидение на барже до добра его не доводит.

Подписываюсь под каждым словом!
Подписываюсь под каждым словом!

Интересна и женщина. Капитан за ней наблюдает, потом пытается познакомиться. Она тоже странная, немного видимо не в себе. Не получается сразу познакомиться, но кэп решает всё-таки о ней позаботиться, взять над ней шефство, такое полувоенное.

Не буду концовку раскрывать, но судя всего у кого-то поехала крыша. Похоже, что всё-таки у Криспина. Тут я чего-то недопонимаю, без ваших подсказок мне не обойтись. Пытался полететь, перевоплотиться в птицу? В общем, женщина его подстрелила. Почему? Вопрос. Возможно, видела в нем врага, а может что-то другое. Вообще Катерина Йорк хотела построить из перьев гнезда, чтобы к ней вернулась птица, которая у них жила... на цепи. В итоге, птица взбунтовалась, порвала в клочья мужа Катерины, схватил ребёнка и улетел. Пережив потрясение, Катерина видимо нашла для себя смысл в ожидании того, что птица всё-таки вернётся, надо только построить для неё гнездо.

А вот кэп Криспин для неё мог быть кем-то вроде врага. Ведь он со своим пулемётом не давал птицам приблизиться к берегу, убивая их одну за другой. Значит, он мог убить и птицу, несущую в своих лапах ребёнка Катерины...

Так что, друзья, не стоит злоупотреблять одиночеством! Особенно в условиях каких-то глобальных потрясений, климатических, экологических или бог весть ещё каких. Надо дружить, идти навстречу друг другу, помогать людям , быть отзывчивым насколько это возможно. Ну а если кто-то не отвечает вам взаимностью, то надо набраться терпения, всё-таки это типично даже для куда более лучших врёмен, чем тех, когда вокруг бескрайние пустоши, гигантские птицы и странные женщины, что бродят по округе, собирая одни только перья...