Начну с конца. Рассказ не понравился, да и вообще к НФ это произведение можно отнести с большой натяжкой. Кроме бэкграунда в виде некоторого постапокалиптического фона, да странного поведения некоторых персонажей, особой научно-фантастической активности замечено не было.
Действие рассказа «Гнезда гигантской птицы» разворачивается на просторах какой-то пост-ап пустоши, где ютятся одинокие фермы, а между ними скитаются не менее одинокие люди. Проблемы начались после использования новых аэрозольных удобрений. Часть птиц погибла, часть улетела. Ну а вернулись уже мутанты с размахом крыльев до нескольких метров. Эти птицы стали причинять людям много неудобств. . Главный герой – капитан ржавой, совсем уж тихоходной посудины по имени Криспин, который как ра денно и нощно охраняет фермы от налетов этих гигантских птиц.
С ними он расправляется при помощи пулемёта и верного помощника, малорослого мужчины с одной из ферм, которого зовут Квимби. Внимание Криспина то и дело привлекает одинокая женщина, что бродит по берегу и собирает перья с мертвых птиц. В общем, заготовка в большей степени подходит для артаусного триллера, кстати(!) довольно бюджетного по исполнению.
Вообще Баллард отметился как писатель, тяготеющий к разного рода проблемным персонажам, у которых не все дома, а потому и этот рассказ заканчивается несколько похожим образом. Интересного в нём, пожалуй, что поэтико-метафорическая закавыка, определенным образом выкристаллизовывающаяся к финалу этой странной и несколько патологической истории. Но и то, если эта метафора там вообще есть, точнее если это так и было задумано автором.
Пишите в комментариях, как вы истолковываете для себя последнюю выходку Криспина. Что значит полёт, и для чего он пришпилил мертвую птицу на мачту своей баржи?
Несколько слов об авторе. Джеймс Баллард - плодовитый британский писатель, которому принесли известность фантастические рассказы и романы, а также психопатологические триллеры. Прожил 79 лет, что для писателя является вполне приличным и благоприятным в творческом отношении сроком. Написал 18(два раза пересчитывал, но мог ошибиться) романов, кучу рассказов, есть даже сборники эссе.
Один издатель отказал Балларду, присовокупив к рукописи приписку: «Автор патологически болен». Как знать, но одно известно точно, Балларда в большей степени интересовали внутренние состояния человека, чем какие-то там пришельцы или роботы. Оно и верно, космос не только снаружи, но и внутри нас. А оттуда как известно, чего только не прилетает. Литературоведы не случайно причисляли Балларда к представителям "новой волны" в фантастике, которую отличали следующие признаки: высокие литературные стандарты, новые темы, углублённый акцент на «человеческие измерения».
Баллард не только плодовитый, но и разноплановый писатель. Об этом говорит написание им романа "Фабрика бескрайних грёз" - сюрреалистической феерии эротического характера. Кстати, рассказ "Гнезда г.п." частично подпадает под это определение (в первой его части).
Вердикт: Дж. Баллард (как минимум) оригинальный писатель, чьё творчество может представлять некоторый интерес. Зайти можно как со стороны просмотра фильмов, так и прочтения отдельных коротких рассказов. Рекомендовать к прочтению "Гнезда г.п." не берусь, оставляю это на откуп баллардоведов (коли таковые имеются).
МСБ: Плохо человеку быть одному. Надо общаться, дружить, а в ситуации постапа - так тем более. Людей будет меньше, они будут переживать серьезный стресс. На примере гг видим, что безвылазное сидение на барже до добра его не доводит.
Интересна и женщина. Капитан за ней наблюдает, потом пытается познакомиться. Она тоже странная, немного видимо не в себе. Не получается сразу познакомиться, но кэп решает всё-таки о ней позаботиться, взять над ней шефство, такое полувоенное.
Не буду концовку раскрывать, но судя всего у кого-то поехала крыша. Похоже, что всё-таки у Криспина. Тут я чего-то недопонимаю, без ваших подсказок мне не обойтись. Пытался полететь, перевоплотиться в птицу? В общем, женщина его подстрелила. Почему? Вопрос. Возможно, видела в нем врага, а может что-то другое. Вообще Катерина Йорк хотела построить из перьев гнезда, чтобы к ней вернулась птица, которая у них жила... на цепи. В итоге, птица взбунтовалась, порвала в клочья мужа Катерины, схватил ребёнка и улетел. Пережив потрясение, Катерина видимо нашла для себя смысл в ожидании того, что птица всё-таки вернётся, надо только построить для неё гнездо.
А вот кэп Криспин для неё мог быть кем-то вроде врага. Ведь он со своим пулемётом не давал птицам приблизиться к берегу, убивая их одну за другой. Значит, он мог убить и птицу, несущую в своих лапах ребёнка Катерины...
Так что, друзья, не стоит злоупотреблять одиночеством! Особенно в условиях каких-то глобальных потрясений, климатических, экологических или бог весть ещё каких. Надо дружить, идти навстречу друг другу, помогать людям , быть отзывчивым насколько это возможно. Ну а если кто-то не отвечает вам взаимностью, то надо набраться терпения, всё-таки это типично даже для куда более лучших врёмен, чем тех, когда вокруг бескрайние пустоши, гигантские птицы и странные женщины, что бродят по округе, собирая одни только перья...