Найти тему
Хронобит

Рюрик. Вклад в культуру России

Оглавление

Восточные славяне не были изолированы в своем культурном развитии. На западе они вступали в контакт с кельтскими и германскими племенами, на северо-западе - с прибалтийскими, а на обширном северо-восточном пространстве происходило тесное взаимодействие с финно-угорскими народами и скандинавским миром. Общение с соседями принесло определенные черты в культуру каждой из этнических групп и привело к взаимодействию. Рюрику удалось создать прочное политическое образование в верхней Руси от Полоцка до Ростова, что вызвало подъем культурной и экономической жизни региона. Север и юг России существовали в одном языковом и культурном пространстве, и эта целостность привела к рождению единого Древнерусского царства.

Русь варяжская

Ладогой, важным пунктом транзитной торговли, пытались овладеть другие викинги. Скандинавские саги сообщают, что на порт однажды напали шведы Франмар и Стюрлауг, снарядив для этого похода 300 судов. Битва длилась три дня и закончилась победой захватчиков: "И была радость и ликование в их армии. Весь город был в их власти, так же как и все люди, которые были в городе". Франмар стал ладожским королем и правил почти десять лет, "советуясь с лучшими людьми, что были в стране". Но рост могущества шведов возмутил местную знать, которая затеяла мятеж и изгнала норманнов.

Столица Новгородского княжества, основанная Рюриком, располагалась на господствующем холме у истоков Волхова. Центральная часть поселения была укреплена рвом и крепостным валом с деревянными конструкциями внутри. Он стал центром княжеской власти на севере Руси. Рюриково городище, назапнное так в XIX веке, являлось крупным ремесленно-торговым центром.

Памятник Рюрику и Олегу в Ладоге
Памятник Рюрику и Олегу в Ладоге

Главной обязанностью Рюрика была защита границ княжества, покровительство международной торговле и взимание дани с подвластных земель. Ежегодный княжеский объезд племен - полюдье, начинался поздней осенью и продолжался несколько месяцев. 1/3 собранной дани шла на нужды княжеского двора, а остальная часть становилась предметом внешней торговли, которую вел правитель. Полюдье было многолюдным. Вместе с князем и его дружиной по границам земель, занемаемые подданными племенами, следовали конюхи, повозки с провизией и одеждой, слуги, кашевары, ремесленники. Численность отряда достигала нескольких сотен человек. Князь останавливался на ночлег в специально оборудованных лагерях, где были устроены теплые хижины, амбары для хранения дани и запас фуража. Полюдье существовало в каждом княжестве и племенном союзе и было признаком начала государственного устройства.

Русь киевская

Неудачный поход на Царьград в 860 году негативно сказался на экономике княжества. Желая улучшить ситуацию, киевские князья стремились установить торговые отношения с Константинополем. Для этого они пошли на переговоры с "Ромеями". Византийские источники сообщают, что вскоре после ухода русской армии на родину в Константинополь прибыло киевское посольство, и греки с русскими заключили мирный договор.

Во времена, предшествовавшие письму, информацию о прошлом хранили в памяти сказители. Именно они донесли до потомков былины, легенды, предания и песни древних времен. Аккомпанируя себе на гуслях, они в поэтической форме рассказывали слушетелям об исторических личностях и событиях, воспевали героев и их деяния. Иные "песнь творили", подмечая важные события своей современной жизни.

Гусли
Гусли

Рюрик, князь Новгородский, имел несколько жён, но больше всех любил Ефанду. В 877 году супруга родила сына Игоря. По скандинавскому обычаю, нашелся воин, который стал воспитателем и приемным отцом Игорю - им стал Олег.