Найти тему

Буллинг в школе - что делать детям и родителям?

Всем нам хочется жить дружно, улыбаться и помогать друг другу. Но реальность жизни в коллективе далека от этой радужной картинки. А тем более если это коллектив детей или подростков.

- Почему возникает буллинг?

- Можно ли быть к нему готовым?

- И что делать, если стал участником или свидетелем травли?

Поговорили про это с детским психологом Анной Соколовой.

Чем буллинг отличается от других видов конфликтов?

Буллинг по определению процесс систематический, повторяющийся - это первое. А второе: при буллинге обычно “большинство против меньшинства” или “несколько против одного”. Психологи выделяют много разных причин травли. Есть даже эволюционная теория, согласно которой это один из способ коммуникации в группе, когда существует необходимость объединяться с другими людьми.

Но нас интересуют прежде всего социально-психологические причины буллинга. Согласно им, травля возникает в средах, которые этому способствуют. Буллингу способствует не поведение отдельных людей, а именно то, как устроены некоторые группы или сообщества. Например, им характерна жесткая конкуренция, отсутствие четких правил и норм или необязательность их соблюдения, непрозрачность коммуникации, невозможность выражения эмоций и прямой коммуникации.

Вместе с этим, конфликт “личность-группа” - это вполне нормальный процесс. То есть нормально, если группа выражает недовольство отдельному человеку (и наоборот).

Буллинг начинается там, где происходит именно систематическая травля, нарушение психологических, эмоциональных, физических границ одного человека со стороны большинства.

Почему люди занимаются буллингом? Какие для этого могут быть мотивы?

Не существует исчерпывающего списка причин. Из достаточно частых: отсутствие развитых коммуникативных навыков. Буллинг зарождается там, где есть какое-то недовольство, конфликт, эмоции (злость, обида, раздражение), которые не удается выразить в коммуникации.

Также буллинг сильно подпитывается неуверенностью. Чаще всего травлю совершают люди, которые не очень уверены в себе, потому что у них отсутствуют другие способы решения проблем.

Почему к травле присоединяются другие? Иногда просто от незнания или непонимания, что происходит что-то плохое и неправильное. Часто участникам этой группы страшно, что если они не будут буллить, то это будет происходить по отношению к ним. Часто присоединяются, потому что это дает почувствовать свою силу, свою правоту (как и вообще это работает с принадлежностью к группе).

Что делать, если стал объектом буллинга?

Во-первых, самое важное - не стесняться обращаться за помощью! Это один из самых простых и одновременно самых сложных шагов. К кому именно обращаться? Да к кому угодно! К родителям, старшим братьям/сестрам, учителю, психологу, вожатому в лагере… любому взрослому. Важно не оставаться с этим в одиночестве. Подросткам и детям совершенно необходима помощь совершеннолетних, даже если кажется вначале, что они не верят или обесценивают переживания жертвы. Есть также горячая линия и организации, которые занимаются буллингом.

Важно, что вопрос буллинга не должен решаться на уровне отдельных людей, потому что это может превратиться в большой конфликт и ответный буллинг, драки и физические травмы.

Как не стать одним из тех, кто издевается над другими?

Очень сложный вопрос. Многие (да почти все) взрослые могут вспомнить, как в детстве были участниками или свидетелями буллинга. С разной степенью агрессивности.

Я помню мальчика, учившегося вместе со мной в начальной школе - мы всем классом его как минимум высмеивали. Сейчас мне неприятно об этом вспоминать, но такое случается очень часто.

Само знание того, что такое травля, уже многое дает ребенку. Зная признаки буллинга, он сможет вовремя заметить, что конфликт перешел на уровень оскорблений, психологических и физических нарушений границ (например, копирование переписки и выкладывание фотографий в открытый доступ). Хотя иногда людям кажется, что они не делают ничего особенного.

Если ребенок вдруг обнаружил, что он стал участником группы, которая издевается над другим ребенком, это не повод “шеймить” себя и ставить на себе крест. Всегда можно остановиться, пересмотреть свои действия и обратиться за помощью, чтобы что-то исправить.

Когда мы становимся свидетелями буллинга, нам становится страшно, что если мы не присоединимся, нас также будут высмеивать. И опять же, в такой ситуации лучше всего обратится за помощью и поговорить с взрослыми о том, что происходит. При этом держаться в стороне, не присоединяться и по возможности стараться оказывать поддержку жертвам буллинга.

Что делать, если стал свидетелем буллинга? И почему быть свидетелем - тоже очень опасно для психики?

Буллинг - это ситуация, которая вредит всем участникам. От него страдают и жертвы, и свидетели, и агрессор, и его помощники. Негативные последствия настигнут всех. Но что происходит именно со свидетелями? Они оказываются в состоянии, близком к выученной беспомощности. Появляется страх и неуверенность в своих силах, сомнения в справедливости и правильном устройстве мира, в том, что возможно безопасное взаимодействие. Эти переживания очень сложны. Что делать?

Очень важно попробовать заступиться за жертву. Я не говорю о ситуации угрозы своему здоровью. Скорее, это типичная школьная ситуация, когда, например, отбирают учебник или пенал. Когда это перестает быть игрой, можно попросить отдать пенал, перестать издеваться. Короче, четко обозначить свое мнение и показать, что вы не поддерживаете происходящее. Это не только важная поддержка для жертвы буллинга, но и действенный инструмент, который часто останавливает тех, кто совершает травлю. И, наконец, это очень важный акт для самого свидетеля.

Кстати, в чем еще проявляется сила свидетеля? Когда конфликт выходит за пределы коллектива и к нему подключаются взрослые, то к свидетелю, как правило, больше прислушиваются, чем к самой жертве, которая часто ощущает на себе предвзятое отношение (“может быть, ты сам виноват!”).

Старшеклассники могут инициировать разговор с классным руководителем, психологом. Ведь всем нам хочется быть хорошими и жить в сообществах, где никто не обижает друг друга.

Как реагировать и что делать родителям?

Алгоритм действий довольно объемный и требует настойчивости и порой знаний юридических аспектов проблемы. Например, школа по закону обязана решать вопросы с буллингом, должна принимать меры. Так что вполне логично обратиться к учителю, если ваш ребенок подвергается травле. Но, к сожалению, школа далеко не всегда умеет реагировать на это. Потому что важно не наказание обидчиков, а решение вопроса на системном уровне. А именно:

  • выработка правил взаимодействия в школе
  • обучение педагогов работе с травлей (осознанность, выстраивание коммуникации в коллективе, четкие правила в классе)
Далее - родителям важно поддержать своего ребенка. Да, ситуации бывают неоднозначные (да почти все они такие), но ребенку все равно нужна поддержка, даже если он где-то ошибся.

Есть очень уязвимая группа - это родители детей, которые сами совершают буллинг. Когда взрослые узнают, что их ребенок - автор буллинга, для них это очень болезненное переживание. В попытке защититься от этого родители сами нередко проявляют агрессию, стараясь объяснить, что их ребенок этого не делал. Иногда родителям тоже нужно обратиться за помощью к психологу, в администрацию школы, в соответствующие фонды и организации. К сожалению, приходится говорить, что в ситуации буллинга очень важно максимально документировать все, что происходит. Сохраняйте фото, видео, скриншоты переписок в чатах, разные заявления и прочее.

В особенно сложных случаях бывает, что ребенка необходимо переводить в другую школу или забирать из кружка - если понимаете, что меры не будут предприняты.

Можно ли дома как-то отрепетировать возможные ситуации травли?

Есть хороший алгоритм, называется: “Стоп. Уйди. Расскажи”. Когда кто-то обижает тебя (или ты кого-то обижаешь), можно предпринять три шага:

  1. Стоп. Обозначь, что тебе это не нравится. “Со мной так нельзя. Не делайте так, прекратите”. Во-первых, на этом шаге многие буллеры действительно прекращают травлю. Во-вторых, мы учимся обозначать свои границы, говорить от том, что происходить что-то, что нам не нравится.
  2. Уйди. Убеги, окажись в безопасном пространстве.
  3. Расскажи. Обратись за помощью. Умалчивание - самый опасный сосед буллинга, потому что оно может привести к страшным последствиям, о которых все узнают слишком поздно.

Можно дома репетировать диалоги, особенно в шутку, поддерживать ребенка, учить его уверенно доносить свои мысли. Важно понять, как вообще надо отвечать и реагировать. Это отдельная творческая задача. И важно не учить симметричному биллингу в ответ.

Что точно нельзя делать родителям?

Самое главное - не обвинять своего ребенка. В первую очередь, это важно в ситуации, когда ребенок - жертва травли.

Не говорите ему “ты сам виноват” или “ну тебе надо что-то в себе развивать, ты какой-то не такой” или “надо быть более уверенным в себе, спину прямо держал бы - тогда бы не травили”. Это не правильно, все люди разные, никого нельзя травить, даже если человек отличается от других.

Важно быть на стороне эмоций ребенка, поддерживать его, если обидно и страшно. Не заставлять, если ребенок не хочет идти в школу, а разбираться. Идти к учителю и искать у него поддержку для ребенка.

Родителям агрессора важно не “проваливаться” в нападение на ребенка. Против него будет и так очень много мнений, аргументов и разборок, вплоть до общения с социальными педагогами и полицией. И важно, чтобы именно родители были той стороной, которая признает ошибку ребенка, не поощряет ее, но при этом остается рядом с ребенком, демонстрирует свою любовь и готовность помочь ему справиться и преодолеть сложную ситуацию.

Расскажи о каких-то необычных случаях из своей практики? Может быть, есть примеры, когда родители помогали детям в ситуации буллинга? Или у детей получалось справиться со сложной ситуацией?

Когда я работала школьным психологом, ко мне обратилась классная руководительница 6 класса. Тему они заявили так: “Конфликт. Много ругаются и не могут договориться”. После первого общения с классом мы обнаружили, что имеет место травля. Она была не очень жесткая, не было группы против одного. Было несколько группировок, которые друг друга “подбулливали”. На следующем занятии мы смогли сесть в круг и наладить диалог. Я взяла лист бумаги, написала на нем крупными буквами “ТРАВЛЯ” и положила в середину круга. И говорю: “Мне кажется, что это называется именно так”. Важно открыто называть правильными словами то, что происходит, не замалчивать проблему.

Далее - важно говорить о феномене, не персонифицируя его. То есть по возможности не называть конкретных людей, не тыкать пальцев в агрессоров и жертв. Когда мы на очередной встрече с 6 классов обозначили проблему, сразу стало видно, что ребятам важно об этом поговорить, они хотят, чтобы в их классе не было травли. И мы смогли все вместе креативно подумать, в каких ситуациях их класс действует дружно и помогает друг другу. Конфликтов после этого в классе стало меньше.

Но индивидуальные случаи - это всегда гораздо более сложная работа. Сложно влезть в историю школьной жизни и услышать мнения разных сторон конфликта. Редко есть возможность наладить коммуникацию между сторонами. Остается работать над жизнестойкостью ребенка, над формированием характера. Любопытно наблюдать за современными детьми и подростками - они очень вдумчивые, рассудительные. Они считают, что важно быть уверенными в себе, но не наглым, они не хотят обижать других. Это по-настоящему мудрый подход.

Разговаривайте с детьми! Слушайте их мнение! Взрослым часто кажется, что дети что-то не умеют, говорят что-то не то. Но это заблуждение. Поймите их картину мира, - и аккуратно добавляйте в нее знания, навыки, технологии и алгоритмы. И вы приятно удивитесь результату!

Недавно у нас появился новый онлайн интенсив для ребят 11-16 лет - “Конфликтология”. Ссора с другом, спор с учителем, перепалка в очереди в столовую. Соревнование за первое место, дискуссия по поводу научной проблемы, собственная позиция, которая идет вразрез с мнением большинства. Все это — разные конфликтные ситуации, которые присутствуют в жизни любого человека. А изучает их конфликтология: она исследует, как конфликт возникает, развивается, зачем он нужен и, конечно, как его разрешить. Этому мы и посвятили наш новый интенсив. Среди прочего, мы затронули в нём тему буллинга, или травли, в школе.
Записать ребенка на интенсив можно тут.