20 ноября 1947 года состоялась свадьба принцессы Елизаветы (будущей королевы Елизаветы II) и Филиппа Маунтбеттена.
Это событие стало символом надежды и пробуждения после тяжелых военных лет, а девушки со всей Великобритании старались помочь юной невесте сшить свадебное платье своей мечты.
Давайте познакомимся поближе с этим легендарным платьем.
***
Создание свадебного платья, как и следовало ожидать, доверили Норману Хартнеллу, который вот уже десять лет был любимым модельером королевы Елизаветы (Боуз-Лайон).
Хартнелл закатал свои элегантные рукава и помчался за вдохновением в мировую живопись (ибо времени ждать, пока снизойдет муза, не было). Вдохновение пришло из полотна Ботичелли «Весна» (Primavera).
Хартнеллу особенно понравились цветочные букетики на платье Флоры и общее настроение картины – любовь, весна, возрождение природы. Как раз то, что нужно, чтобы символически выразить не только создание новой молодой семьи, но и возрождение страны после тяжелых военных лет.
Хартнелл набросал несколько эскизов, и буквально за три месяца до свадьбы принцесса Елизавета утвердила дизайн платья цвета слоновой кости с вышитыми гирляндами цветов.
Когда британцы узнали о предстоящей королевской свадьбе, девушки со всей страны начали присылать принцессе свои продовольственные талоны, чтобы она могла купить ткань на подвенечное платье. Ведь в те годы строгой экономии ткань можно было купить только по талонам, и исключений не делали даже для принцесс.
Елизавета была растрогана, но все талоны пришлось отправить по почте обратно – использовать их было незаконно.
Вместо этого британское правительство выделило своей будущей королеве 200 дополнительных талонов.
Королева Елизавета настаивала, чтобы свадебное платье ее дочери было сшито из сатина Дюшес – особой разновидности атласа с плотным плетением и перламутровым блеском. Достать его в те годы было непросто. Но для принцессы постарались. Атлас создали на одном из шелковых производств в Шотландии, причем до общественности постарались донести, что шелкопряды куплены в Китае, а не в Японии или Италии, с которыми Великобритания воевала во время Второй мировой войны.
Из Америки было заказано около 10000 жемчужин для вышивки, которая, как это обычно бывает у Хартнелла, должна была играть главную скрипку во всем свадебном ансамбле.
Нежнейшая вышивка из серебряной нити, жемчужин и кристаллов, обрамляла вырез в форме сердца и манжеты узких рукавов, подчеркивала мыс ниже линии талии и ярусами гирлянд окутывала пышную юбку в виде колокола. Здесь были розы, цветы жасмина, смилакса и сирени и колосья пшеницы.
К плечам платья крепился 13-футовый (ок. 4 метров) шлейф из шелкового тюля, расшитый звездами, цветами и колосьями.
Наряд дополняли туфельки из такого же сатина Дюшес.
В течение семи недель 350 женщин работали над свадебным нарядом юной принцессы, которое Норманн Хартнелл позже назовет «самым красивым платьем, которое я когда-либо шил».
Об этом можно прочитать в книге Дженнифер Робсон «Платье королевы», вымышленная героиня которой Энн – одна из вышивальщиц Хартнелла.
А реальная вышивальщица Бетти Фостер подтверждает одну из сцен книги, в которой Норманн Хартнелл по завершении работы позвал всех своих сотрудниц, чтобы каждая из них сделала маленький стежок на платье принцессы «просто для того, чтобы они могли сказать, что работали над свадебным платьем».
Все это время мастерицы трудились в обстановке строгой секретности.
Интерес к дизайну платья был беспрецедентным.
Та же Бетти Фостер, рассказывала, что «американцы арендовали квартиру напротив, чтобы попробовать разглядеть платье».
Хартнелл был вынужден побелить и завесить окна своей мастерской на Брутон-стрит, чтобы обеспечить секретность.
Платье доставили во дворец за день до свадьбы в коробке длиной 4 фута (1,2 м). Принцесса ни разу не примерила его до этого дня, соблюдая традицию, согласно которой это было плохой приметой.
Платье село отлично и не подвело. В отличие от тиары, но это уже совсем другая история.
Но справедливости ради стоит отметить, что на эскизах платье смотрелось более эффектно.
В первую очередь потому, что юбка выглядела пышнее. В реальности тяжелая ткань и не менее тяжелая вышивка тянули ее вниз.
А добавлять нижнюю юбку, как в случае с коронационным платьем, времени не было. Но принцесса все равно осталась очень довольна; не зря через несколько лет она пожелала, чтобы ее коронационное платье походило кроем на свадебное.
Хартнелл сшил платья и для восьми подружек невесты. Они были изготовлены из шелкового тюля и расшиты звездами.
После свадьбы платье было выставлено в Сент-Джеймском дворце, потом – в крупнейших городах Великобритании, а затем – убрано на хранение, периодически появляясь на выставках.
Спустя 30 лет после свадьбы куратор Лондонского музея заметил, что выбор шелка был неправильным, поскольку ткань значительно испортилась из-за того, что была утяжелена солями олова, а это ускоряет процесс гниения. Также было отмечено, что «вес вышивки тянул юбку вниз, увеличивая нагрузку на переплетение».
Утверждается, что свадебное платье принцессы Елизаветы повлияло на платье Грейс Келли, свадьба которой с князем Монако Ренье III состоялась в 1956 году. Сходство отмечается в выборе цвета (слоновая кость), ткани (тяжелый шелк) и силуэте юбки (колокол). При этом у Келли был совсем другой верх, ярче акцент на талии и отсутствовала вышивка на юбке.
Да и в целом образ производил совсем другое впечатление.
А вот уже платье Грейс Келли, несомненно, оказало влияние на свадебное платье Кейт Миддлтон в 2011 году.
Вот такая получилась преемственность через одно платье.
А в следующей статье мы перенесемся непосредственно в день свадьбы принцессы Елизаветы.