Найти в Дзене
Дмитрий Горбунов

Эрик Берн - доступным языком о динамике групп

Эрик Берн – американский и канадский психиатр, писатель, создатель теории трансакционного или сценарного анализа. Придерживался фрейдистских взглядов в психотерапии. Своим учителем его считали Клод Штайнер, Томас Харрис. ДЕТСТВО Эрик родился в 1910 году в семье русско-польских эмигрантов в Канаде. Отец, Дэвид Бернштейн, окончил Университет Макгилла по специальности «медицина», работал врачом общей практики. Мать, Сара, была успешным литератором и редактором. С мужем она познакомилась во время учебы в университете. Позднее в этом браке родился еще один ребенок – дочь Грейс. Детство Эрика можно назвать безоблачным. Он был очень близок с отцом, часто сопровождал его на вызовах в Монреале и окрестностях. Их общение было очень дорого мальчику. Но в 1921 году Дэвид Бернстайн умер от туберкулеза, оставив свою супругу Сару с двумя детьми на руках. Несмотря на сложное материальное положение, она сумела вырастить сына и дочь без помощи со стороны, занимаясь литературой и редактированием чужих ру

Эрик Берн – американский и канадский психиатр, писатель, создатель теории трансакционного или сценарного анализа. Придерживался фрейдистских взглядов в психотерапии. Своим учителем его считали Клод Штайнер, Томас Харрис.

ДЕТСТВО

Эрик родился в 1910 году в семье русско-польских эмигрантов в Канаде. Отец, Дэвид Бернштейн, окончил Университет Макгилла по специальности «медицина», работал врачом общей практики. Мать, Сара, была успешным литератором и редактором. С мужем она познакомилась во время учебы в университете. Позднее в этом браке родился еще один ребенок – дочь Грейс.

Детство Эрика можно назвать безоблачным. Он был очень близок с отцом, часто сопровождал его на вызовах в Монреале и окрестностях. Их общение было очень дорого мальчику. Но в 1921 году Дэвид Бернстайн умер от туберкулеза, оставив свою супругу Сару с двумя детьми на руках. Несмотря на сложное материальное положение, она сумела вырастить сына и дочь без помощи со стороны, занимаясь литературой и редактированием чужих рукописей.

ОБРАЗОВАНИЕ

Мать настояла на том, чтобы Эрик стал врачом, продолжив дело отца. По окончанию общего образования, юноша отправился в тот же университет Макгилла, где учились его родители. В местной Медицинской школе он получил сначала степень бакалавра, а затем и докторскую, в возрасте 25 лет.

На стажировку Эрик уехал в США, в штат Нью-Джерси, где в 1935 году начал проходить практику в больнице Энглвуд. После годичной интернатуры, перешел в ординатуру по направлению психиатрия в клинике при Медицинской школе престижного Йельского университета. Здесь он провел следующие 2 года.

КАРЬЕРА

Трехлетняя стажировка и непрерывное проживание в США позволили Эрику принять гражданство США. В этот же период он начинает работать под псевдонимом, официально сменив свое прежнее имя на новое. Все его научные труды выйдут уже от лица Эрика Берна.

В США молодой психиатр не остался без работы. По окончанию учебы он проработал 2 года – с 1938 по 1940, в качестве помощника врача в Массачусетсе. Должность не дала много в практическом плане, но позволила успешно зарабатывать на жизнь.

Начиная с 1940 года Берн становится частнопрактикующим психиатром, одновременно с этим продолжая работать в частных и государственных заведениях.

В 1943 году, в разгар Второй мировой войны, Берн вступил в Медицинский корпус американской армии. Здесь он был штатным психиатром и ознакомился с групповой терапией. И к концу боевых действий успел пройти путь от лейтенанта до майора медицинской службы. В 1946 году он переезжает в Калифорнию.

Берн на новом месте возвращается к учебе в Психоаналитическом сообществе и институте, прерванной из-за войны и начинает работу над созданием книги «Психика в действии». Своим учителем в те годы он сам называл Эрика Эриксона. В 1949 году Берн стал членом Американской ассоциации психиатров. Эрик активно ведет частную практику сразу в двух городах, переходит к преподавательской деятельности.

В 1950 году он также получает 2 должности: штатного ассистента психиатра в Маунт-Сионе и консультанта, работающего с главным военным хирургом США. А год спустя стал лечащим врачом и адъюнктом в клинике для ветеранов в Сан-Франциско.

Более 15 лет своей жизни Эрик посвятил обучению на психоаналитика. Но, когда в 1956 году он попытался стать штатным психоаналитиком института Сан-Франциско, Берна сочли недостаточно образованным, предложив продолжить получение образования. Он счел это оскорблением. И посвятил себя написанию научных статей, не пытаясь продолжить карьеру в психоанализе.

С 1964 по 1970 годы Берн предпочел сосредоточиться на литературной и научной работе, практически отстранившись от практики. Бывали периоды, когда Берн одновременно выполнял свои обязанности в больнице Сан-Франциско, читал лекции, вел группы по психоанализу и терапии.

ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА

Бёрн разрабатывает теорию эго-состояний. Эго-состояния анализируются исходя из повествования пациентов о себе. Также психолог уделял большое внимание социальному аспекту психических заболеваний.

1954-1958 годах Эрик Бёрн занимался разработкой концепции трансактного анализа. С 1958 проводит психиатрические семинары в Сан-Франциско.

Во время учебы Эрик Берн относил себя к сторонникам фрейдизма. Но пересмотрел и трансформировал эти идеи, создав собственную теорию трансактного или трансакционного психоанализа. Она базировалась на социальном взаимодействии пациента, а не на разборе его личности.

Берн считал, что любые отношения строятся на базе одного из трёх эго-состояний: ребенка, взрослого и родителя. Взаимодействия между ними автор теории назвал трансакциями. А постоянно возникающие паттерны – играми.

Впервые идею трансакционного анализа Берн выдвинул в 1949 году, в своих 6 опубликованных статьях об исследовании интуиции. В дальнейшем он развил эту теорию.

В 1957 году Берн закончил статью о трансактном анализе, представив ее по приглашению Американской ассоциации групповой психотерапии на очередном региональном собрании общества в Лос-Анджелесе. Материал «Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» в 1958 году был опубликован в авторитетном профильном издании. Новый метод получил официальное признание.

Прежде всего трансакционный анализ выделяет у человека три эго-состояния:

· Родитель: это установки, воспринятые человеком извне, в первую очередь от родителей. Такие установки внешне проявляются как критическое отношение к окружающим, заботливость по отношению к ним; внутренне они осознаются как старые родительские наставления, которые продолжают влиять на человека в течение многих лет.

· Взрослый: это эго-состояние, вопреки названию, не зависит от возраста человека. Оно направлено на изучение окружающего мира, получение объективной информации о нём. Такое эго-состояние отличается организованностью, умением действовать находчиво и решительно, способностью всё тщательно проверять и рассчитывать.

· Ребёнок: это состояние содержит все побуждения, которые естественным образом возникают у ребёнка. В нём же концентрируются ранние детские впечатления и переживания. Состояние Ребёнка выражается как некое архаичное, «старое» поведение; также оно отвечает за творческую деятельность.

Общаясь с окружающими, человек обменивается с ними трансакциями. Их основная структура включает стимул и реакцию. Так, стимул «Привет!» вызывает ответную реакцию «Привет. Как дела?».

Во время обмена трансакциями наше текущее эго-состояние вступает во взаимоотношения с эго-состоянием собеседника.

Трансакции бывают трёх видов:

· Дополняющие, или параллельные. В таких трансакциях стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», а жена отвечает: «В шкафу». При таком взаимодействии собеседники находятся в одинаковых эго-состояниях (в данном случае это состояние «взрослого»).

· Пересекающиеся. Направления стимула и реакции в данном случае пересекаются, что может стать основой для скандала или конфликта. В этом случае на вопрос мужа «Где мой галстук?» жена раздражённо отвечает: «Я у тебя всегда во всём виновата!». Собеседники при этом находятся в разных эго-состояниях: стимул направлен от «взрослого» мужа к «взрослому» жены, а реакция исходит от «ребёнка» к «родителю».

· Скрытые. В этом случае человек говорит одно, но имеет в виду совершенно другое. В скрытых трансакциях слова, интонация, жесты, мимика часто не соответствуют друг другу. Скрытые трансакции являются основой для возникновения психологических игр. Трансакционный анализ одной из своих главных задач видит исследование таких психологических игр.

Ещё одна теория, входящая в трансакционный анализ – это теория сценариев.

Здесь поведение человека разделяется на три составляющие:

· Сценарий. Это установка, некий «план жизни», полученный в детстве. Сценарий выбирается ребёнком из тех вариантов, которые предложены родителями или обществом. Благодаря этому мы уже в детстве знаем, какими будут основные моменты нашей дальнейшей жизни. Берн для примера приводит историю с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку»; в результате один стал психически больным, а второй – психиатром.

· Контрсценарий. Это действия, направленные на «преодоление сценария». Например, если человеку с детских лет «суждено» страдать, то он даёт себе другую установку – он избавится от страданий, если получит высшее образование. Контрсценарий и сценарий закладываются в разных эго-состояниях.

· Антисценарий. Это действия, выполняемые в том случае, если действовать согласно сценарию невозможно. В этом случае человек действует вроде бы по изначальному «плану», однако его поступки имеют как бы противоположный знак: то, что по сценарию нужно делать хорошо, он делает плохо. Таким образом, он продолжает быть зависимым от сценария, и его жизнь в целом становится предсказуемой. Антисценарий, можно сказать, определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий – его судьбу.

Говоря о реализации сценариев, Эрик Берн выделяет исходные позиции человека по отношению к себе и другим. Эти позиции могут быть позитивными и негативными.

Из этого исходят четыре варианта развития событий:

· «Я – хороший, ТЫ – хороший». Это позиция успеха, здоровой личности, победителя. Эту позицию человек либо приобретает в самом раннем детстве, либо постигает тяжёлым трудом впоследствии. Такую установку невозможно приобрести только лишь простым желанием.

· «Я – хороший, ТЫ – плохой». Это позиция превосходства. Человек издевается над своими собеседниками, супругом, партнёром, такие люди сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, любят искать недостатки в окружающих. Они постоянно ищут врагов, и если их нет в реальности, то они обязательно их себе создадут.

· «Я – плохой, ТЫ – хороший». Это позиция депрессивности. Такие люди постоянно унижаются перед другими, используя их слабости. Депрессивное состояние они передают и своим детям. Здесь реализуется сценарий неудачника.

· «Я – плохой, ТЫ – плохой». Это позиция безнадёжности. При этом человек испытывает стойкое желание покончить с собой и/или со всем окружающим. Они стремятся к средствам самоуничтожения (алкоголь, наркомания, безнравственное поведение). Считается, что в этой позиции содержатся признаки шизофрении.

В 1961 году издается книга «Трансактный анализ в психотерапии», в 1962 году появляется журнал «Бюллетень трансакционного анализа», в 1963 публикуется работа «Структура и динамика организации групп». В 1964 году выходит книга «Игры, в которые играют люди».

В 1964 году психиатры, использующие трансакционный анализ, основали Международную ассоциацию. Интерес к методу продолжал расти.

Концепция трансактного анализа представлена в книге «Принципы группового лечения», которая была выпущена в 1966 году.

В период с середины 50 годов XX века Берн провел серию семинаров, посвященных его практическим наработкам, и новому методу лечения. К 1961 году была готова первая книга, посвященная трансактному анализу. Она предназначалась узкому кругу читателей – профессиональным психотерапевтам. Последующие работы Берна также затрагивали тему трансакций, но в более глубоком, расширенном варианте.

Фактически, этот метод анализа относится к классическим примерам когнитивно-поведенческой терапии. Исследователи утверждают, что, при создании своих работ, Берн опирался на труды Федерна и Вайса, а также Пенфилда.

Всего на счету Эрика 8 полноценных книг, и еще 56 научных статей. Над 10 из них он работал в соавторстве. Также Берн лично редактировал «Бюллетень анализа трансакций» в течение 7 лет его существования. И лишь в последний свой год согласился перейти в статус редактора консультанта.

В книге «Что вы говорите после того, как говорите, здравствуйте?», которая выпущена в 1972 году, Бёрн представляет вниманию читателей концепцию сценарного анализа.

Бёрна очень интересовала тема интуиции, уже после смерти знаменитого психиатра все его наработке по этой теме были собраны в книге «Интуиция и эго-состояния».

Одной из важнейших заслуг Бёрна является перевод сложных для понимания психотерапевтических концепций на язык понятный простому читателю.

ГЛАВНАЯ КНИГА

В 1964 году Эрик Берн выпускает свою четвертую книгу, неожиданно ставшую бестселлером. Ее название: «Игры, в которые играют люди», было напрямую связано с теми паттернами, которые автор использовал в своей работе с клиентами. Несмотря на то, что изначально книга была написана для профессионального сообщества, она пришлась по душе самому широкому кругу читателей. Издание получило статус бестселлера. Всего было продано более 5 000 000 000 экземпляров.

«Игры, в которые играют люди», необычная книга, разделенная автором на 2 части. В первой подробно описывается разделение эго-ролей в трансактном анализе. Здесь разбираются вопросы того, как принятие определенной формы взаимодействия влияет на общение между людьми.

Вторая часть книги посвящена собственно «интеллектуальным играм» или поведенческим паттернам, имеющим зачастую скрытую мотивацию. Фактически, вся теория строится на том, что в любых попытках манипулирования, человек должен как можно раньше вернуться на позицию взрослого, не впадая в истеричность ребенка или назидательный тон родителя.

ПСЕВДОНИМЫ

В биографии Эрика Берна есть один примечательный факт – работа под псевдонимами. Их было несколько, большинство достаточно ироничные. Например, Киприан Сент-Сир (Киприан искренний). Привычка брать псевдонимы появилась еще в студенчестве. Под ними выходили публикации будущего психиатра в местных газетах.

Вот только и самого Эрика Берна на самом деле не существовало. Это имя он официально взял вместо своего, данного при рождении – Эрик Леннард Бернстайн, когда в США возникло негативное отношение к иудеям. Под новым именем Берн скрыл свое происхождение, продолжил успешно работать, издавать книги.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Неутомимый в своей деятельности, Эрик Берн немало времени провел вдали от Северной Америки. Он участвовал в исследованиях и научной работе больниц, институтов, клиник по всему миру. В своих поездках с лекциями Берн успел побывать в Ливане, Индии, Сирии, Турции.

Путешествовать он любил, легко переносил некоторые тяготы и лишения в дороге. Больше всего привлекали Эрика страны Ближневосточного региона.

СМЕРТЬ

До последних дней Берн продолжал работать, проживая в городе Кармел в Калифорнии, на полуострове Монтерей. Здесь Эрик успешно вел литературную работу, а в Сан-Франциско ездил для приема клиентов. В Кармеле он и умер от сердечного приступа в июле 1970 года.

Уже после смерти Берна была опубликована часть его поздних трудов. В 1970 году в печатном варианте вышла книга «Секс в любящей любви», а двумя годами позже бестселлер «Что ты говоришь после того, как ты поздороваешься?». Они были весьма популярны в англоязычных странах.