Найти тему
ИНФОРМЕР

Торгово-промышленная палата замерила самочувствие малого российского бизнеса и получила реальную картину

Речь идет в основном про представителей малого бизнеса (36% респондентов), а также среднего (18%), ИП (16%) и микро (15%). На крупный пришлось 9% респондентов. Выводы следующие: У 25% после введения санкций появились новые возможности, 39% изменений не почувствовали. 36% стало тяжелее работать, а проблем прибавилось. У более чем половины респондентов рентабельность бизнеса держится в пределах 5-15%. Выросло производство только у 17%.

При этом 53% планируют расширить действующий бизнес или открыть новые направления деятельности. 49% высказались о планах удержать бизнес на плаву и только 6% собираются закрыть или перенести бизнес.

Из позитивных изменений за последний год отмечали следующие: разработка новых продуктов (27%), открытие новых направлений деятельности (25%), выход на новые рынки (17%), модернизация производства и услуг и новые партнерства (по 14%). Негативных тенденций, впрочем, было отмечено больше. Основные неопределенность в экономике (39%) и рост цен на сырье и комплектующие (38%). 33% не пользуются кредитами. 34% оценивают уровень своей закредитованности как средний, у 21% он низкий, 12% высокий. При этом за привлечением льготного кредитования по программе Минэкономразвития 1764 обращалось довольно мало респондентов. Наибольшую потребность бизнес испытывает, как ни странно, в менеджерах по продажам (21%), а уже затем в инженерно-технических работниках (20%).

Самой же частой причиной увольнений сотрудников работодатели назвали завышенные карьерные амбиции.

У 61% не изменилась география бизнеса. Расширилась она только у 18%, у 21% сузилась. Больше всего новых партнеров появилось с внутреннего рынка. Оптимистичным выглядит уверенность 51% в том, что малые и средние компании смогут сыграть значительную роль в достижении технологического суверенитета. Только 14% считают, что не смогут.