Найти тему
Евгений Дмитриев

7 вещей, которые вы должны знать о Дне Господнем

Photo by Benjamin Manley on Unsplash



Имя
Хусто Гонсалеса знакомо всем, кто увлекается церковной историей. Его двухтомный труд «История христианства» часто читают в семинариях и библейских колледжах. Гонсалес, американец кубинского происхождения, является методистским историком, который много писал за последние три десятилетия. Совсем недавно он написал небольшую книгу под названием Краткая история воскресенья: от Нового Завета до Нового Творения.

Гонсалес не пишет историю субботы или о том, как суббота превратилась в День Господень, а историю первого дня недели. Он рассматривает то, как христиане с первого по 21 век относились к воскресенью. Он показывает, когда в истории церкви появилась концепция отдыха, и как Запад одновременно принял и отверг воскресную литургию церкви.

Вот семь вещей, которые мы узнаем о первом дне недели:

1. Важность Первого дня начинается с Писания.

Священное Писание сообщает, что новозаветная церковь собиралась на богослужение в воскресенье (Деяния 20:7; 1 Кор. 16:2; Откр. 1: 10). Но в Священном Писании не используется слово воскресенье, название, связанное с поклонением солнцу. Вместо этого ранняя церковь говорила о воскресении как о первом дне недели или первом дне после субботы).

2. Ранняя история Богослужения отличается от наших традиций воскресного утра.

Евреи отмечали время «от заката до заката». Таким образом, хотя мы могли бы предположить, что собрания церквей в День Господень проводились в воскресенье утром, Деяния 20: 7 указывает на то, что ученики Христа встречались ночью «в первый день недели» — вспомните бедного Евтихия, который заснул поздно ночью и выпал из окна! По еврейскому календарю церкви собирались вечером в субботу, а не в воскресенье).

Пройдет совсем немного времени, прежде чем церковь начнет собираться по утрам в воскресенье, но стоит помнить, как легко мы можем накладывать наши церковные традиции на Священное Писание. Нам полезно узнать, что на самом деле практиковала ранняя церковь. В самые ранние дни богослужение состояло из соблюдения субботы и празднования воскресения в два разных дня. Со временем первое уменьшилось, а второе сохранилось, но, как замечает Гонсалес, «представление о том, что воскресенье заняло место субботы, заметно отсутствует в раннехристианской литературе».

3. Воскресенье имело типологическое значение.

Если воскресенье не заменило субботу, что думали об этом дне первые христиане? Гонсалес перечисляет три теологических фактора для богослужения в воскресенье. Во-первых, это был день, когда Христос воскрес из могилы. Вот что делает воскресенье Днем Господним (Доминго) и почему новозаветная церковь собралась в этот день. Во-вторых, это был первый день нового творения. Поскольку 2-е Коринфянам 5: 17 определяет верующих как новые творения во Христе, то первый день после субботы, согласно Книге Бытия, был днем (нового) творения. В-третьих, воскресенье также было восьмым днем, днем, который одновременно был связан с обрезанием, а также «последним днем вечного покоя и радости».

В целом, ранняя церковь рассматривала воскресенье как день, полный символизма. Физический отдых, подобный закону Моисея, однако, поначалу не был частью этого символизма. Вместо этого воскресение и новое творение обеспечили типологическую сущность.

4. Воскресенье стало Днем отдыха при Константине.

В течение первых трех столетий существования церкви «никто не ожидал, что в День Господень кто-то должен отдыхать от своих трудов». Римские рабы должны были работать в этот день. Только после того, как христианский мир сформировал коммерцию, воскресенье стало днем отдыха.

Только после того, как христианский мир сформировал коммерцию, воскресенье стало днем отдыха.

Первое упоминание о воскресном отдыхе было сделано Константином. Гонсалес цитирует указ, написанный в марте 321 года (Кодекс Юстиниана 3.12.3): «В достопамятный день Солнца пусть судьи и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты». Он показывает, что христианский мир, основанный Константином, привел к практике соблюдения субботы в воскресенье.

Это свидетельство побуждает субботников задуматься о том, каким образом история воскресенья и христианства как религии, поддерживаемой государством, повлияли на их взгляды на субботу.

В этом доступном историческом обзоре воскресенья ученый Хусто Гонсалес рассказывает историю о том, как и почему христиане совершали богослужения в воскресенье с самых ранних дней существования церкви и по настоящее время.

После обсуждения взглядов и обычаев, связанных с воскресеньем в древней церкви, Гонсалес обращается к Константину и к тому, как его политика повлияла на соблюдение воскресных обрядов. Затем он рассказывает о долгом процессе, начавшемся в средние века и достигшем кульминации в пуританизме, когда христиане стали считать воскресенье субботой и строго соблюдать его. Наконец, Гонсалес рассматривает текущее положение вещей, особенно исследуя, как взрывной рост церкви в большинстве стран мира повлиял на соблюдение воскресенья по всему миру.

5. Настроение и обычаи воскресенья менялись с течением времени.

В ранней церкви День Господень отмечал воскресение Христа и зарю нового творения; в средние века он стал больше похож на похороны. Воскресное богослужение утратило свой радостный оттенок и было вызвано «страхом отлучения».

В ту же эпоху действовало законодательство, одобряющее прекращение работы. Духовные наставники призывали к молитвам в этот день, но на самом деле танцы и другие формы разгула разгорелись вовсю. Многие из тех, кто служил мессу, также участвовали в подобных празднествах, что делало воскресенье довольно запутанным днем «молитвы и игр».

Когда в церкви пришла реформа, были предприняты большие шаги по изменению практики богослужения, включая календарь. Тем не менее, Гонсалес отмечает, что реформаторы мало что сделали для восстановления воскресных обычаев ранней церкви. Вместо этого они продолжали совершать богослужения по воскресеньям скорее из «удобства», чем по теологическим убеждениям. Точно так же они привнесли в этот день новую символику. Для некоторых день отдыха напоминал о том, что «ни один человеческий труд не может заслужить Божьей благодати»; для других это был способ защитить работников от эксплуатации. В целом, взаимосвязь между четвертой заповедью и воскресной практикой сильно различалась.

6. История воскресенья была сформирована соблюдением субботы.

В пуританской Англии идея субботы была применена к воскресенью. В тот период вся нация сбавляла темп в воскресенье, и в поддержку этой практики возникли три теологические причины. Во-первых, было достигнуто соглашение о том, что «связь между субботой и творением» влечет за собой «моральную заповедь, которой все должны подчиняться». Во-вторых, согласно новому завету, значение имел не столько день недели, сколько практика отдыха. И, в-третьих, надлежащий отдых требовал «подробного и строгого законодательства».

Как в церковных конфессиях, так и в национальных законах Англии существует строгое соблюдение практики отдыха в воскресенье. Естественно, эта практика привела ко всевозможным дебатам, но в английском христианском мире саббатианство победило, и «голубые законы» стали нормой в Англии. Затем, из-за влияния Англии на основание Америки, те же самые обычаи появились в Новой Англии, что, в свою очередь, сформировало американское христианство.

Поэтому невозможно понять воскресенье на Западе, не увидев, как христианство правильно или неправильно сформировало этот день. Даже сегодня в некоторых местах сохраняются «голубые законы». И хотя воскресенье пережило большую секуляризацию, сама церковь стремилась восстановить этот день как день, отделенный для Господа.

7. Язык играет важную роль в применении Священных Писаний.

Со временем европейские языки сохранили языческие названия дней, но «в большинстве романских языков название седьмого дня недели отражает еврейскую субботу» (16). Например, у английских пуритан не было языковых проблем с переносом субботы на воскресенье, но носители испанского языка не могли осуществить такой переход. Как суббота могла измениться на воскресенье, когда суббота называлась сабадо, а воскресенье — доминго?

Рассмотрите их пути. Подражайте их вере.

Какова бы ни была позиция человека по вопросу соблюдения воскресения, надо помнить, что суббота (подобно — «не укради» или «почитай отца и мать») это заповедь, а в воскресение ученики собирались на общение .краткая история воскресенья Гонсалеса может быть полезна. В то время как теологически настроенные читатели могут оценивать историю с другой точки зрения. В конце концов — «.читающий, да разумеет…»!

Добра Вам!