«Спят курганы темные, солнцем опаленные,
И туманы белые ходят чередой.
Через рощи шумные и поля зеленые
Вышел в степь донецкую парень молодой»
(Марк Бернес)
Три дня назад в онлайн-кинотеатре Кинопоиск состоялась невероятно долгожданная премьера Первого канала «Уголь», посвященная жизни советских шахтеров. И хотя на сайте онлайн-кинотеатра график выхода восьми серий премьеры режиссера-постановщика Владимира Котта («Заступники») расписан до 28 декабря, однако в этот же день 16 ноября все серии стали доступны для просмотра в любое время дня и ночи.
Честно говоря, во время просмотра трех первых серий лично у меня все время возникал один и тот же вопрос – почему такой классный фильм восемь лет пролежал на полке? Ведь в преддверии премьеры Владимир Котт рассказал о том, что сериал «Уголь» был снят не в 2017-м, а в 2015-м году.
Но если три серии пролетели на одном дыхании, то на двадцатой минуте четвертой серии мое отношение к этому фильму кардинальным образом изменилось. Однако об этом чуть позже.
«Там на шахте угольной паренька приветили,
Руку дружбы подали, повели с собой.
Девушки пригожие тихой песней встретили.
И в забой отправился парень молодой»
Кто из зрителей старшего поколения не знает легендарную песню о советских шахтерах в исполнении народного артиста России Марка Бернеса? Ведь при всей извечной противоречивости советской эпохи это было удивительное время невероятного морального духа простых советских людей. Ведь даже когда было очень плохо, мы никогда не унывали, и мы не были такими разобщенными, как сейчас.
Приведу самый наглядный пример! Как выглядят сегодня в дневное время вагоны московского метро? Совсем недавно я был в Москве и наблюдал очень яркую «картину маслом». Здесь практически все пассажиры сидят, уткнувшись глазами в свои мобильные телефоны. Никто друг с другом не общается, даже те, кто едут вместе. Все поголовно поглощают все новую и новую информацию из своего мобильника. А что происходит вне этого мобильника, хоть потоп, хоть светопреставление, никто даже голову не поднимет…
А ведь тридцать, сорок, пятьдесят лет назад, до эпохи интернета, ноутбуков и мобильных телефонов мы и наши родители были совершенно другими. Мы были более открытыми, мы любили громкие, шумные праздники, в том числе, профессиональные, которые традиционно отмечались по воскресеньям, иногда по субботам. Например, в августе наша страна поочередно праздновала Дни железнодорожника, физкультурника, строителя и… в фильме «Уголь» в воскресенье, 29 августа 1993 года – День Шахтера.
И хотя прежней большой страны больше нет, но все жители находящегося в Ростовской области шахтерского города Углегорска по давно установившейся советской традиции дружно празднуют свой профессиональный праздник.
Правда, за два неполных года после развала СССР и всестороннего с молчаливого согласия властей разгула махрового бандитизма наши духовные ценности и приоритеты очень сильно изменились. И потому в этот день вы уже не услышите легендарную песню Марка Бернеса о вышедшем в степь донецкую молодом пареньке.
«Русская водка, что ты натворила!
Русская водка, ты меня сгубила!
Русская водка, черный хлеб, селедка;
Весело веселье, тяжело похмелье!»
(Вика Цыганова)
У Вики Цыгановой было много классных песен. Давайте вспомним август 1991 года, когда буквально на следующий день после подавления ГКЧП на экране современного телеканала «Россия 1» в белогвардейском мундире появилась молодая и красивая Вика со своей песней «С нами Бог и Андреевский флаг»:
«Сколько снега в полях намело
И в церквах воют ветры шальные
Господа, наше время пришло!
Посмотрите, что стало с Россией…»
Это был реальный шок, который многие люди запомнили на всю жизнь. Однако совершенно другое впечатление производит песня Цыгановой о русской водке, «о русской бане, где водка плещется в стакане». Ведь это не просто дно, это днище, кардинально изменившее наше отношение к творчеству популярной певицы.
Именно так во время празднования Дня Шахтера начинается наше знакомство с главными действующими лицами премьеры «Уголь» - семьей Журавлевых.
Отец Петр Журавлев – Александр Коршунов
Мать Лидия Журавлева – Елена Цыплакова
Сын Федор – Александр Горбатов
Старшая дочь Тома – Татьяна Полосина
Младшая дочь Поля – Юлия Хлынина
Бесспорно, в тот день самого главного праздника в их жизни никто не мог знать, что совсем скоро в шахте под завалом погибнет Федор, а через несколько недель после этой беды разорвется сердце ставшего инвалидом Петра Журавлева.
Никто не мог знать, что старшая сестра Тома, будучи матерью-одиночкой и спасаясь от насильников-бандитов, совсем скоро окажется за решеткой. А главная героиня фильма – юная Поля ради дорогостоящей операции в Мюнхене для своего отца вынуждена будет предать своего любимого боксера Гену (Юра Борисов) и выйдет замуж за ненавистного ей главного бандита Углегорска Макарова (Андрей Соколов).
Повторяю, первая, вторая и третья серии пролетели на одном дыхании с главенствующей мыслью – Господи, сколько же горя было в нашей жизни. Ведь это история только одной семьи.
Однако на двадцатой минуте четвертой серии, машина, в которой ехала Поля, улетела в совершенно другое временное измерение, улетела из 1993 года в 2013-й. А вместо Юлии Хлыниной мы увидели Викторию Толстоганову.
При этом исполнитель роли уже любимого мужа Макарова остался прежним, хотя у Андрея Соколова появилось немного седины. Кстати, также остался неизменным его цепной пес и, одновременно, киллер, а теперь садовник Егор в исполнении Николая Козака.
А совсем скоро Татьяна Полосина превратится в Ингу Оболдину, Юра Борисов в Александра Бухарова, а влюбленная еще в молодости в главного героя Гену официантка Люба в исполнении Арины Жарковой в Елену Панову.
И все! На этом лично у меня нормальное восприятие еще недавно интересного фильма постепенно закончилось. Как будто мы смотрим «Уголь 2» с совершенно другими персонажами.
Сразу же вспомнился знаменитый проект Сергея Попова «Фурцева» (2011), где после доклада в четвертой серии на приеме у Сталина в 1949 году молодой и красивой будущей хозяйки Москвы Екатерины Алексеевны в исполнении Татьяны Арнтгольц, затем в начале пятой серии (1954) в этой же роли появилась Ирина Розанова. Напомню, разница в возрасте двух исполнительниц главной роли составляет двадцать один год.
И здесь тоже было все! Ведь именно на этой замене нормальное восприятие фильма очень быстро исчезло, и потому последующие восемь серий (5-12) уже просто досматривались на автопилоте.
Именно такое восприятие появилось и сейчас. И хотя впереди еще вторая половина фильма (5-8 серии), прежнего интереса уже и близко нет. Вполне возможно, именно по причине такой глобальной замены исполнителей главных ролей фильм «Уголь» восемь лет пролежал на полке, и так и не дождался своего показа на главном канале России.
Понравился ли сериал вам? Ожидаю ваши комментарии. А теперь традиционное голосование о ваших приоритетах в течение последующей недели.